|
Константинополь
действительно рос непохожим на другие римские города. Их основу составляла любимая
римлянами прямоугольная сетка — неприхотливая схема планировки военных
лагерей. Константинополь получил центростремительную структуру. Сердцем
города стал гигантский императорский дворец, предусмотрительно помещённый в
наименее доступной части полуострова. Он выходил на обширную площадь —
Августейон, так же как и здание сената; вблизи лежал Мальчик
с осликом. Мозаика.
V в. Пол
Большого дворца. ВТОРОЙ РИМ Император
Константин велел выстроить множество домов для желающих переселиться в новую
столицу. Появились также общественные здания, храмы, театры, пекарни (хлеб в
городе был бесплатным), бани, водопроводы, фонтаны и удивительные подземные
водохранилища — цистерны, где даже в самую сильную жару веяло прохладой и
капли лениво падали со сводов между огромными серыми колоннами. Любой
константинопольский ребёнок мог ходить в школу, а в 176 ипподром —
центр общественной жизни города. От дворца начиналась широкая главная улица,
обрамлённая рядами арок, — Меса, в которую как бы втягивался веер боковых
улиц. Такая планировка объяснялась природными условиями — треугольной формой
полуострова, на котором расположилась столица Константина Великого, и одновременно
наглядно выявляла исключительную роль императорской власти и самого
императора. От врагов
город защищали мощные стены, которые начали строить при Константине (по
преданию, он своим копьём разметил их местоположение), а закончили в V в. при императоре Феодосии. Они охватили
весь полуостров. Неприятель, наступавший с суши, встречал на пути громадный,
заполненный водой ров десятиметровой глубины. За рвом поднималась стена
высотой в три человеческих роста, за ней — вторая стена с мощными башнями
вдвое выше первой. А дальше вздымалась третья стена, казалось построенная
сказочными великанами-циклопами: её толщина доходила до шести-семи метров, а
башни достигали высоты современного двенадцатиэтажного дома. Фундаменты уходили
в землю так глубоко, что подкопать их было практически невозможно. Подобная стена
шла и по берегу моря, что делало столицу недоступной с воды. Главным
въездом служили Золотые ворота — огромный массив каменной кладки; все три их
проёма настолько превосходили рост человека, что казались предназначенными
для соперников богов — гигантов греческих мифов. Конечно, они мыслились не как
простые ворота, а как подобие триумфальной арки — памятника славы и побед
Константинополя. До сих пор
Константинополь поражает грандиозностью своего масштаба, но в нём нет ничего напыщенного,
чрезмерного: город кажется удивительно живописным. Боковые улочки круто
карабкаются в гору, так что крыша одного дома может лежать буквально у ног
жителей СИМВОЛИКА ВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА В
сирийском гимне VI в., освящённом созданию храма в Эдессе, автор давал символическое
истолкование церковной архитектуры. «Его свод простирается подобно небесам, —
писал он, — без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как
небесный свод сияющими звёздами. Его высокий купол сравним с небом небес». Три
одинаковых фасада и три окна на западной стене связывались со Святой Троицей,
другие окна уподоблялись апостолам, пророкам, мученикам, святым. Пять дверей
напоминали о пяти разумных девах из евангельской притчи. «Велики таинства
этого храма, — говорилось в гимне. — В нём образно представлены высочайшая
Троица и милосердие Спасителя». |