|
Добрый
пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы.
Рим. 174 Пожилой
римлянин. Фаюмский портрет. I в. н. э. Государственный
музей изобразительных искусств, Москва. Юноша
в золотом венке. Фаюмский портрет. II в. н. э. Государственный
музей изобразительных искусств, Москва. Однако
приверженцы нового учения о воплощении Христа не могли отказаться от
изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти такой способ
изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. И тогда
христианство обратилось к надгробному портрету, который существовал в то время
и в скульптурной, и в живописной форме. Много таких живописных портретов было
обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, за что они и получили название
фаюмских. Они изображают умерших и потому представляют свои модели как бы
находящимися по ту сторону земной жизни. Их лица лишены выражения, взгляд
огромных глаз, устремлённый мимо зрителя, видит что-то недоступное живым.
Плоскость и схематизм форм подчёркивают отрешённость персонажей, которые словно
уже истлевают под внешней оболочкой. Эти принципы вполне могли быть
использованы и развиты в христианском искусстве. Конечно,
искусство не могло расцвести в период гонений, которые стали особенно
жестокими при римском императоре Диоклетиане. В начале IV в. появился эдикт (императорский указ),
запрещавший исповедание христианства под угрозой пыток и смерти. ЭПОХА КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО И ЮСТИНИАНА I При дворе
соправителя римского императора Диоклетиана находился сын Констанция Хлора,
правивший Галлией и Британией: формально для почёта, фактически как заложник.
После смерти Флавия Валерия Константина (наследника Констанция Хлора) отпустили
к тяжело больному отцу. Там Константин проявил себя мужественным воином и
талантливым полководцем. Войско так полюбило молодого предводителя, что, когда
его отец умер, сына провозгласили императором Галлии и Британии. В Риме власть
захватил Максенций, стремившийся стать единственным правителем огромной
страны. Не уверенный в успехе похода против Максенция, Константин ждал
знамения. И вот, 175 Монограмма
Христа. Мозаика. V в. Баптистерий в Альбенго.
Италия. по его
собственным словам, записанным историком Евсевием, он и его воины увидели в
небесах образованный лучами и лежавший на солнце огромный крест с надписью:
«Сим победиши» («Этим победишь»). Видение повергло Константина в ужас ведь
крест для римлянина был орудием позорной казни. С тяжёлым сердцем император
удалился на покой, но во сне ему явился Христос и велел изобразить виденный
крест на боевом знамени. Наутро Константин приказал
доставить к нему христианских священников, и те истолковали знамение как
предсказание победы. Действительно, после нескольких сражений Максенций нашёл
свою смерть в водах реки Тибр, а Константин триумфально вступил в Рим. Не
забыв о помощи христианского Бога, он узаконил христианство как одну из
государственных религий. Вероятно,
честолюбивый правитель увидел в новой религии не только орудие политической
борьбы, но и возможность укрепить императорскую власть. И тогда он перенёс
столицу с берегов Тибра на побережье Мраморного моря, что могло
истолковываться как отречение от языческого наследия и начало новой жизни в
лоне христианства. |