|
В период
правления Отгонов появились первые произведения средневековой скульптуры:
изображения распятия Христа, Богоматери, святых. Наиболее ранними её образцами
стали реликварии — сосуды для хранения реликвий. Искусство
империи Отгонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля. В
Германии этот стиль полностью сложился уже к середине XI столетия. РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО Термин
«романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период
находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство
изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление
романского искусства в различных странах и областях Европы происходило
неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в
конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже
в XIII столетии. Монах Рауль
Глабер, автор хроник, так писал о начале романского периода: «С наступлением
третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия
и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто
стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то
время почти все епископальные, монастырские церкви, посвящённые разным
святым, даже маленькие деревенские часовни были перестроены верующими и
стали ещё краше». Так
формировался первый общеевропейский стиль: рождалась романская архитектура.
Именно архитектура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в романском
искусстве. Крупные монастыри обладали тогда громадной властью и богатствами.
Сюда стекались не только паломники, но и ремесленники в поисках работы. В
монастырях создавались прекрасные произведения архитектуры, скульптуры и
живописи, призванные утвердить возраставшее значение Церкви в средневековом
мире. 236 Огромную
роль в жизни средневековых людей играло паломничество — путешествие к святым
местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от
грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи святых могут
исцелять болезни и защищать от будущих несчастий. Главные христианские святыни
находились в Иерусалиме, Риме и на севере Испании, в монастыре Сант-Яго де
Компостелла. Считалось,
что в монастыре Сант-Яго де Компостелла (от лат. campus
stellae — «место,
обозначенное звёздами») находится могила Святого Иакова, провозглашённого
покровителем священной войны за освобождение Испании от арабов. На дорогах к
монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии. Архитектура
паломнических церквей подчинялась их главной задаче — вместить большое
количество людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться драгоценным
реликвиям. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились
огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличивались,
что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым
углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких
поверхностей, скульптурный орнамент — характерные черты романской церкви. |