|
В романский
период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в
неприступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором —
комнаты хозяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале —
тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. За
крепостной стеной замка находились многочисленные хозяйственные постройки,
конюшни, кухня. Как правило, замок был окружён глубоким рвом. Мост,
перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и
закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с
бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить
кипящую смолу на нападающих. По принципу
защищённой крепости строили и первые города, окружённые стенами и рвами. Войти
в город можно было только через укреплённые ворота в массивных башнях. Росписи
романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; Конструкции
сводов. Замок
Лош. Конец XI — начало XII
в. Франция. 237 движения,
жесты и лица персонажей были выразительными; изображения плоскостными. В одной
сцене часто совмещались несколько точек зрения и разные моменты времени. Сюжеты
росписей, чёткие уравновешенные композиции, яркие краски — всё это играло
важную роль в организации внутреннего пространства храма. Как
правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сюжеты, которые нужно
было рассматривать передвигаясь по храму — к алтарю и обратно. В апсиде —
алтарном выступе — обычно находилось изображение Христа или Богоматери; ниже
помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались
сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом. В романский
период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура.
Скульптурные изображения — рельефы — располагали, как правило, на порталах (архитектурно
оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскрашивали — это придавало им
большую выразительность и убедительность. ФРАНЦИЯ Ведущая
роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции: романское
искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся сооружения
романского периода были созданы во французских провинциях — Бургундии, Оверни,
Провансе и Нормандии. Бургундия
(Восточная Франция) — один из самых богатых районов страны, в котором были
сосредоточены торговля и ремёсла. В Бургундии построены самые крупные и
величественные романские соборы Франции, отличавшиеся великолепным живописным
и скульптурным убранством. Именно бургундские архитекторы разработали
конструктивные новшества, позволившие уменьшить объём стен, увеличить
вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Церковь
Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.) — типичный пример
французской романской архитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой
постройки, а также описания и рисунки. Тогда это была самая большая церковь в
Европе. Общая длина храма составляла сто двадцать семь метров, высота
центрального нефа — свыше тридцати метров. Пять высоких башен украшали
церковь. Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». О богатстве и
величии монастыря свидетельствует, например, тот факт, что в Клюни ежегодно
кормили до семнадцати тысяч бедняков. |