|
В церкви
монастыря Клюни сохранились замечательные резные капители (верхние части
колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то
время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно»
музыке небес. К наиболее
известным романским постройкам Бургундии относятся церкви Сен-Лазар в Отене
(1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви
Сен-Лазар хранились останки Лазаря, воскрешённого Христом, а в храме
Сен-Мадлен — реликвии Святой Марии Магдалины. Монастырь
Клюни. XI—XII вв. Франция. 238 Множество
верующих шли сюда поклониться святыням. Славились эти церкви и богатым
скульптурным убранством, покрывавшим всю поверхность стен. Для
архитектуры Оверни (Центральная Франция) характерны мощь, простота и
монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные
украшения использовались скупо. Например, церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (XII в.) снаружи была оформлена неглубокими
нишами, небольшими скульптурными вставками и каменными плитками разных
оттенков. Только в конце XII в. на её южном портале поместили рельеф с изображением
Христа во «славе» и сценами из Нового завета. На
искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское
зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями — всё свидетельствует
о том, что традиции древней культуры здесь не были забыты. Храмы Прованса
богато украшены скульптурой, но она не покрывает всю поверхность стен, как в
церквах Бургундии, а появляется только на капителях и по сторонам порталов. Своеобразная
архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав
владений английского короля. Нормандские архитекторы долго использовали деревянные
перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не применяли скульптурные
украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными
внутренними помещениями, большими башнями, расположенными по сторонам фасадов
и в центре здания. Расцвет
романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII в. Представление о ней даёт оформление
монастырской церкви в Сен-Савен-сюр-Гартан (конец XI в. — Собор
Нотр-Дам ла Гранд. Первая половина XII в. Пуатье. Франция. Миниатюра
из Псалтири Людовика Святого. Около 239 Романская
церковь. Портал
романской церкви. Изображения
располагались длинными полосами в два яруса. Сюжеты росписей были необычайно
разнообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и... эпизоды из басен
Эзопа — с вороной и лисицей, повешенным крысами котом. В росписях церкви
воплотились наиболее важные особенности романской живописи: плоскостные
изображения, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повёрнуты
в противоположные стороны, из-за чего позы кажутся неестественными. |