|
Романская
живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Наибольшее
количество сохранившихся рукописей создано в монастырях Южной Франции. В
1028—1072 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была изготовлена
иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису — заключительной книге
Нового завета. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются
яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается
Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чьё имя дошло до нашего времени. Скульптура
в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали
оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически во всей Европе. Особенно
широко украшали ею храмы в Бургундии и Провансе. К
выдающимся памятникам искусства романского периода относятся скульптурные
украшения бургундских церквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадлен в Везле. Рельеф со
сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140 гг.) разделён на несколько
ярусов. Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат
грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем
ярусе показаны души, с трепетом ожидающие Суда. Выразительно изображён Суд:
ангел и чёрт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы 240 в свою
сторону. У ног ангела маленькие человечки прячутся в складки его одежды, в
страхе ожидая решения Суда. На рельефе были начертаны две фразы: «Так
воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впавший
в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображённая здесь». Имя
мастера, выполнившего эти рельефы, известно — сохранилась латинская надпись:
«Гислебертус это сделал». Другой
яркий образец бургундской скульптуры — композиция «Сошествие Святого Духа» в
церкви Сен-Мадлен в Везле (начало XII в.). В центре сцены изображён Христос, наставляющий
апостолов, по краям находятся фигурки полуфантастических существ: пигмеи, люди
с огромными, как у слона, ушами, чудовища с собачьими головами. Вероятно, эти
существа символизировали страны, куда проповедники несли христианскую веру. В
скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности: это проявляется и в
сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия
скульптурных изображений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам
входов, часто помещали большие фигуры святых. По сравнению со скульптурами из
Бургундии в позах и движениях этих святых было больше естественности. Типичным
примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим (XII в.) в Арле. ГЕРМАНИЯ XI—XII столетия для Германии были временем жестоких междоусобных войн, борьбы
императоров с папством. Наиболее
полно и ярко романский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI—XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на
Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце. Собор в Вормсе (1181 — 1234 гг.) был похож
на неприступную крепость. Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные башни
выглядели суровыми и величественными. В Германии сохранились и памятники
светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости. |