|
На рубеже XII—XIII столетий в Германии существовал так называемый
«переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (см.
статью «Готическое искусство»). Например, в соборе в Бамберге ( Романская
живопись Германии почти не сохранилась. Но то, что дошло до нашего времени,
свидетельствует о расцвете этого искусства в романский период. Особенно Западный
фасад собора в Шпейере. 1030 — между 1092 и 1106 гг. Германия. 241 Собор
в Вормсе. 1181 —1234 гг. Германия. ярко это
проявилось в миниатюре. На рубеже XII—XIII вв. в одном из баварских монастырей была
создана рукопись Carmina Burana — сборник светских стихотворений, в котором впервые в
средневековом западноевропейском искусстве была изображена природа. Сцены, представленные
на миниатюрах, окружал орнамент из деревьев с разнообразными зверями и
птицами. Скульптуру
в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах
она стала встречаться лишь в конце XII в. Сначала это были рельефные вставки, а позднее —
развёрнутые композиции. Деревянные раскрашенные распятия (обычно их вешали в
пролёте арки над алтарём), украшения светильников, купелей, надгробий,
реликвариев, подставок для чтения книг подчёркивали отличие мира Божественного,
воплощённого в Церкви, от окружающего греховного мира. Изображения кажутся
отрешёнными от земного существования, они условны, обобщены. Примером
может служить созданное в Брауншвейге распятие (около 11б0 г.), на котором
сохранилась подпись мастера: «Имервард сделал меня». Христос представлен
властелином мира, победившим смерть и страдания. Крест — это символ
воскресения, победы, а не орудие мученической смерти. Такое прочтение образа
изменилось лишь в конце XII в., когда на первый план выступила человеческая природа
Христа, идея мученичества. Выдающимся
памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского
собора (около На грани
светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа
Швабского в соборе Мерзебурга. (Рудольф Швабский погиб в |