|
В 781—789
гг. по заказу Карла Великого в Ахене было выполнено Евангелие Годескалька,
названное так по имени художника. В нём мастер увековечил визит Карла в Рим на
Пасху в Через
несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе,
Туре (современная Франция) и других городах. В изображениях постепенно
исчезла античная величавость человеческие чувства оживили персонажей миниатюр. Одним из
самых замечательных произведений эпохи Каролингов считается Утрехтская Псалтирь
(IX в.). Названа она
так по месту хранения — в университете города Утрехта в Нидерландах. В ней сто
шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определённому
псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного горна иллюстрирует
такой стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как се- Четыре евангелиста. Книжная миниатюра эпохи Каролингов. Пергамент. Начало IX в. Сокровищница кафедрального собора, Ахен. Германия. Примерно в
конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта»)
пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для
письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться
птичьими перьями. Переплёты книг, как правило деревянные, обтягивали кожей и
нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными
камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем
крошечных, где фигурки миниатюр были размером с булавочную головку. ребро,
очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневековый художник сумел
создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее из
сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими,
живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и
умиротворение. *Псалтирь —
одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в
Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой. 231 РЕЗНАЯ КОСТЬ В течение
многих веков кость оставалась ценнейшим сырьём для произведений искусства.
Мастера, как правило, использовали бивни мамонтов, слонов, моржей или нарвалов
(морских млекопитающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался слоновый
бивень. О слоновой кости упоминается ещё в Библии: «И сделал царь Соломон
большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом...». Кость
благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов в
раннем Средневековье. Мягкая и одновременно прочная, она поддавалась
практически любым способам обработки: её точили, сверлили, резали,
гравировали. Изделиям из кости придавали самую разнообразную форму, тщательно
шлифовали или полировали. Из кости
изготовляли мебель и украшения, табакерки и ларцы, сосуды для хранения
благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со священными
образами — их брали с собой в дорогу лица духовного звания. |