|
Небольшие
изделия из кости дают яркое представление о мастерстве скульпторов того времени.
Примечательно, что резьба по кости и книжная миниатюра развивались параллельно:
часто произведения этих видов искусства, выполненные в одном художественном
центре, несли отпечаток единого стиля. Стиль
Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового
искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных
из слоновой кости или золота, а также на небольших алтарях. С середины IX в. приобрели известность иллюстрированные
рукописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре. В гак называемой
Библии императора Карла II Лысого, выполненной в 846— 851 гг., изображена
торжественная сцена поднесения книги этому государю: процессия монахов в окружении
богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта
миниатюра — одно из самых ранних в западном средневековом искусстве
изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре
передаёт его портретные черты. Карл Лысый
стал последним покровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После
его смерти в В ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ИМПЕРИИ В IX столетии в восточной части империи Карла
Великого под властью Людовика Немецкого (833—876 гг.) объединились германские
земли. Так были заложены основы будущей Германской империи, или, как её
официально называли, Священной Римской империи германской нации. В 232 Культурными
центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В церковной архитектуре
воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста,
символизировал крестный путь Христа — путь страданий и искупления. Каждой части
здания приписывалось особое значение. Например, столбы и колонны, поддерживающие
свод, символизировали апостолов и пророков, опору христианского учения. С течением
времени богослужения становились всё более пышными и торжественными. В X в. широко распространилась вера в чудодейственную
силу реликвий (от лат. reliquiae — «остатки», «останки») — предметов,
связанных с жизнью Христа, Богоматери, святых. Всё больше паломников
стремилось посетить святые места. Архитекторы постепенно изменяли конструкцию
храма — его структура должна была соответствовать требованиям усложняющегося
культа. Стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь,
чтобы хранить в ней реликвии. Появились дополнительные алтари и капеллы, где
богослужения совершались иногда почти одновременно. |