|
В
архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви — величественной и
массивной. Таков собор в Шпейере (1030 — между 1092 и 1106 гг.), один из самых
больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи. О высоком
мастерстве скульпторов и литейщиков того времени свидетельствуют двери церкви
Святого Михаила в Гильдесгейме ( Рубеж X—XI вв. считается золотым веком средневековой
немецкой живописи. Раннехристианские и византийские черты в сочетании с
традициями германской культуры создали неповторимый стиль оттоновского
искусства. В монастыре
Оберцелле на острове Рейхенау, который находится на Боденском озере в
предгорьях Альп, в конце X в. сформировалась ведущая школа живописи того времени.
Монастырь подчинялся императору, а художники, работавшие Бронзовые
двери собора в Гильдесгейме. 233 Миниатюра
из «Книги евангельских чтений
Генриха II». XI в. Принесение
присяги на верность Оттону III: император восседает между
представителями двух сословий — духовного и светского. Миниатюра из Евангелия
Отгона III, Конец X
в. там,
выполняли в основном императорские заказы. Росписи
церкви Святого Георгия в монастыре Оберцелле — характерный пример
раннесредневековой живописи Германии (последняя четверть X в.). Здесь были изображены чудесные деяния
Христа — «Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватого», а также другие сюжеты
из Нового завета. Пейзаж дальнего плана заменили горизонтальные полосы
различных оттенков — так мастер обозначил степень пространственной удалённости
элементов изображения. Здания автор изобразил условно — они лип» указывали на
место происходивших событий. Художник стремился подчеркнуть особое значение
Христа и Его деяний, поэтому в каждой композиции фигура Спасителя занимает
центральное положение. Наиболее
ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. В то
время создавались в основном богослужебные книги. Тексты Священного писания
распределялись в них по типам церковных служб, месяцам и датам. Большинство
сохранившихся рукописей выполнено в монастыре Оберцелле. Выдающимися
произведениями искусства мастеров этой школы признаны миниатюры так
называемых Евангелия Оттона III и «Книги евангельских чтений Генриха II». В Евангелии
Оттона III (конец X в.) помещены миниатюры, каждая из которых занимает целую страницу. На
одной из миниатюр император Оттон III, восседающий на троне, окружён священниками и солдатами —
их фигуры олицетворяют Церковь и воинство. На другой миниатюре представлены
четыре женщины с дарами в руках, символизирующие четыре части империи —
славянские земли, Германию, Галлию (современную Францию) и Рим. Женщины, почтительно
склонившись, подходят к императору. Рукопись была помещена в драгоценный
переплёт: широкая золотая рама,
украшенная |