|
Первое живописное произведение
художника — «Крест в горах» (1807—1808 гг.) — создано по
заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь».
Резной крест на вершине скалы — обычный мотив среднеевропейского пейзажа того
времени. Однако в последних лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, он
кажется настоящим голгофским распятием. Полотно насыщено богословским смыслом,
переданным через земные образы: солнце, скрытое от зрителя, воплощает Бога Отца,
Христос на кресте освещает сумеречный мир Его отражённым светом, вечнозелёные
ели — символ христианской надежды. Картина вызвала оживлённые споры
в обществе. Романтизм как направление в немецкой живописи, по сути дела,
впервые стал известен широкой публике. В Первая картина завораживает
зрителя необъятностью морской дали, Вся композиция состоит из разноцветных
горизонтальных полос почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха,
чёрно-синее море, свинцово-серое, светлеющее в вышине небо. Основной мотив
картины — линия горизонта: её скрывают тучи, однако соседство тяжёлых волн и
подвижного неба выявляет эту линию, и она уводит взгляд зрителя в глубину.
Противопоставление маленькой человеческой фигурки и лишённой ориентиров
панорамы моря и неба создаёт образ бесконечного пространства. Тема трагической затерянности
человека в огромном мире развита Каспар Давид Фридрих. Крест в горах (Теченский
алтарь). 1807—1808 гг. Картинная галерея,
Дрезден. 240 Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808—1809 гг. Государственные музеи, Берлин. Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809—1810 гг. Государственные музеи,
Берлин. художником во второй картине.
В сумерках под сенью зимних дубов и разрушенной церкви силуэты монахов на
сером снегу почти неотличимы от кладбищенских крестов. В верхней части картины
ещё держится ясный серебристый свет заката, на фоне которого чётко вырисовываются
ветви деревьев и переплёты окна готической руины. Фридрих писал: «Местность, окутанная
туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением
чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы
укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» (около |