Предыдущая Следующая
В 1816 г. Фридрих был избран в
Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное
путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей
Балтийского моря.
Перед картиной «На паруснике»
(1818—1820 гг.) каждый невольно делается участником изображённой
сцены: палуба срезана рамой так,
чтобы зритель чувствовал себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект
присутствия усиливается лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление
морской качки. Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые супруги
Фридрих. Они смотрят вперёд, туда, где на границе моря и неба возникают шпили
соборов и здания приближающегося порта.
Каспар Давид Фридрих. Исполиновы горы. 1835 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В 1810 г. Фридрих совершил
первую поездку в Чехию, в горы. С тех пор горные вершины, символизирующие
высоты познания и духовной жизни, стали частым мотивом его пейзажей.
241
Каспар Давид Фридрих.
Женщина у окна. Около 1822 г.
Государственные музеи,
Берлин.
Каспар Давид Фридрих
Меловые скалы на острове
Рюген. Около 1818 г.
Собрание Оскара Рейнхарта,
Винтертур.
Фигура созерцателя — частый
мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника
интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость
бескрайностью мира. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г.) I-скучная
клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре
напряжённо глядящей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха —
своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять
его место.
Таковы и фигуры на первом плане
картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г.). Трое персонажей
восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из
зелёно-жёлтой береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых
утёсов. Один из путников простёрся у края обрыва в позе молящегося — он
заглядывает в пропасть. Глубину пространства подчёркивает резкий переход от
тщательной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам, переданным
сочными разреженными мазками. Краски моря постепенно бледнеют, и оно
сливается с небом. В этой космической бездне белеют два паруса — удаляющийся и
приближающийся — в знак того, что стихия всё же укрощена человеком.
В 1824 г. Фридрих получил звание
профессора пейзажного класса Дрезденской академии, но его так и не допустили к
преподаванию. Творчество художника вышло из моды, однако он не намерен был
угождать вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против
своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня близ
Дрездена» (около 1824 г.).
Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном
мире. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Художник
сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и
242
нескольких яблонях. Мягкие,
просветлённые краски, щедро передающие цвет развороченной плугом почвы,
зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней свежести. Предыдущая Следующая
|