|
243 ЖИВОПИСЬ БИДЕРМЕЙЕРА Бидермейер
(нем. Biedermeier) — стиль в искусстве Германии и Австрии,
который развивался в 10— 40-х гг. XIX в. Название ему дали пародийные
юмористические стихи Л. Эйхродта и А. Куссмауля, публиковавшиеся в 1855—1857
гг. в одном из мюнхенских журналов. Их вымышленный автор, учитель Готлиб
Бидермейер — скромный обыватель: благодушный, сентиментальный, незадачливый,
любитель спокойной жизни и уюта. Для
живописи бидермейера характерны небольшой формат полотен, тщательная и тонкая
манера письма, как правило отсутствие действия в изображаемых сиенах, пристрастие
к мелким деталям. Бидермейер освоил художественный опыт романтизма с его
поэтическим взглядом на мир, порой окрашенным иронией; но при этом сгладил крайности
этого стиля, «одомашнил» его в
соответствии с бесконфликтной натурой обывателя. Мастера бидермейера пробовали
силы в портрете, пейзаже и других жанрах, но ярчайшим выражением стиля стала
бытовая живопись. Характерной
приметой поворота от романтизма к бидермейеру послужил «Автопортрет в мастерской»
( В пейзажах
бидермейера — в основном городских — жизнь суетливого Берлина или сонного старинного
Мюнхена передана с документальной точностью. Даже изображённые на картинах прохожие
— конкретные люди. Например, на полотне берлинского мастера Франца Крюгера
(1797—1857) «Парад на Оперной площади» (1824 — 1829 гг.) в толпе зрителей
представлены многие знаменитости — архитектор К. Ф. Шинкель, скрипач и
композитор Н. Паганини и др. Бидермейер
унаследовал от романтизма интерес к отечественной истории и фольклору, в
особенности к миру немецких сказок. Мюнхенский живописец Мориц фон Швинд
(1804—1871) был создателем циклов картин и больших акварелей на сказочные
темы. Художник из Дрездена Адриан Людвиг Франц Крюгер. Парад на Оперной площади. 1824—1829 гг. Государственные
музеи, Берлин. 244 Мориц фон Швиндт. Танец фей в ольховой роще. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне. Карл Шпицвег. Бедный поэт. Рихтер
(1803—1884) иллюстрировал знаменитые «Детские и семейные сказки» братьев
Гримм и немецкие пословицы. Центральная
тема живописи бидермейера — повседневная жизнь «маленького человека». Галерею
подобных персонажей, живых и трогательных, создал художник-самоучка из Мюнхена
Карл Шпицвег (1808—1885). Таков «Бедный поэт» ( |