Предыдущая Следующая
Мастер
бидермейера относился к своим героям с теплотой, но не идеализировал их. Он мог
посмеяться над ними, как Иоганн Эрдманн Хюммель (1769—1852), автор картины
«Увеселительный сад в Берлине» (1831
г.). Он подметил, как гуляющие студенты, военный и дамы
с детьми отражаются в перевёрнутом виде в полированных стенках огромной
гранитной вазы. Художник не просто безмятежно любовался миром, но находился в
живом контакте с ним. Адриан Людвиг Рихтер сообщал в дружеском письме: «Я живу
хотя и тесно, но уютно за городом и пишу тебе это письмо (воскресенье днём),
си-
дя в
тенистой беседке. Передо мной ряд цветущих розовых кустов; от времени до
времени их колеблет ветер, и он же вдруг перевернул страницу моего письма — вот
почему на нём большое чернильное пятно».
Бидермейер
противостоял академической традиции, не связывая себя особым почтением к
старым мастерам. Озорной насмешкой выглядит картина Иоганна Петера
Хазенклевера (1810—1853) «Сцена в мастерской» (1836 г.), где молодые
живописцы, оборванные и бесшабашные, весело толпятся на фоне большого холста,
повёрнутого к зрителю тыльной стороной, о которую не раз вытирали кисть. Череп,
фонарь, шпага и фолианты, разбросанные по комнате, здесь не символы суеты, как
в живописи XVII в., а просто веши, реквизит живописца. Бидермейер, ощутивший
художественную ценность настоящего, а не прошлого, был «питательной средой»,
в которой зародился реализм середины XIX в.
Иоганн Эрдман Хюммель.
Увеселительный сад в Берлине. 1831 г.
Государственные музеи, Берлин.
245
Освобождение Германии от Наполеона
в 1813 г.
живо затронуло общину художников. Теперь они видели своё призвание в духовном
просвещении немецкого народа и мечтали возродить монументальную
живопись. Прусский консул в
Риме Я. С. Бартольди предложил назарейцам расписать комнаты принадлежавшего
ему дома, который стоял по соседству с их монастырём. В качестве сюжета они
избрали ветхозавет-
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА
Музейный
комплекс в Берлине начал складываться в XVII в. на основе придворной кунсткамеры (от нем. Kunstkammer— «кабинет редкостей», «музей») правителей
Бранденбурга (впоследствии королей Пруссии). При Фридрихе II (1740— 1786 гг.) она стала значительным
собранием, включившим в себя памятники Древнего Египта и Древнего Рима.
В 1830 г. в центре Берлина, на
острове, образованном рекой Шпрее и её рукавом, был открыт Старый музей,
возведённый по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля (впоследствии этот
остров назвали Музейным). В музее разместились Картинная галерея, Собрание
скульптуры, вскоре пополнившееся произведениями итальянских мастеров XV в., Кабинет гравюры и Антиквариум
(коллекция античной мелкой пластики и монет). В 1847 г. поблизости был
построен Новый музей — для древностей Египта. В 1876 г. открылась
Национальная галерея, объединившая памятники немецкого искусства.
Благодаря
стараниям Вильгельма фон Боде (1845—1929), крупнейшего немецкого
искусствоведа, в 1890 г.
возглавившего Картинную галерею, а с 1906 г. все берлинские музеи, коллекции
пополнились произведениями мастеров эпохи Возрождения — Донателло, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Альбрехта Дюрера и Ханса
Хольбейна Младшего, — а также голландских живописцев XVII в. Франса Халса, Рембрандта и др. Эти
приобретения с 1903 г,
разместились в Музее императора Фридриха. Предыдущая Следующая
|