|
В
1895—1907 гг. в берлинском собрании были образованы Отдел раннехристианского и
византийского искусства (его украсила мозаика церкви Сан-Микеле ин Аффричиско
из итальянского города Равенны), Переднеазиатский музей, Музей ислама,
Восточно-азиатский музей и Музей первобытного искусства. В конце XIX — начале XX в. берлинское собрание пополнилось остатками
античного Пергамского алтаря из Малой Азии, знаменитой каменной головой царицы
Нефертити из Египта, воротами богини Иштар из Вавилона. С Нацисты во
время своего правления (1933—1945 гг.) объявили «произведениями упадочного искусства»
около четырёхсот экспонатов музеев, в частности Национальной галереи, а затем
выбросили или уничтожили их. Вторая
мировая война нанесла огромный ущерб берлинскому собранию. В После
политического раздела Германии и её столицы в В начале
60-х гг. в Восточном Берлине был вновь открыт Пергамон. В Почти
одновременно многие памятники с Музейного острова были выставлены в Западном
Берлине. Египетский музей и Музей античности разместились рядом с
двориово-парковым комплексом Шарлоттенбург. Для собрания европейской живописи
в После
объединения Германии в 246 ную историю Иосифа, а в
качестве техники — фреску, к которой профессиональные немецкие живописцы не
обращались уже полвека. Стремясь к средневековому идеалу, когда личность
растворялась в творческом коллективе, художники разделили роспись на участки.
Однако индивидуальность авторов фресок дома Бартольди (1816—1819 гг.) не исчезла:
мягкая, умиротворённая кисть Овербека («Продажа Иосифа в рабство») отличается
от энергичной и выразительной манеры Корнелиуса («Иосиф, узнаваемый братьями»).
В то же время оба живописца несамостоятельны и явно подражают мастерам эпохи
Возрождения: Овербек — Фра Анджелико и Рафаэлю, а Корнелиус — Микеланджело. Работа в доме Бартольди
завершилась банкетом, после которого общество начало распадаться. Почётным
гостем праздника был баварский кронпринц — будущий король Людвиг I. Он пригласил
к себе в Мюнхен Корнелиуса, где тот сделал карьеру придворного живописца. Его
мюнхенские полотна высокопарны и неглубоки. Счастливым исключением в позднем
творчестве Корнелиуса выглядит эскиз неосуществлённых росписей королевской
усыпальницы в Берлине «Всадники Апокалипсиса» (около жественных академиях. Лишь
Овербек до самой смерти жил в Италии, создавая милые, но беспомощные подражания
Рафаэлю («Италия и Германия», Романтизм «Союза Святого Луки»
можно назвать классицизмом наизнанку; это чувствовал Каспар Давид Фридрих,
сравнивший его художников с ростовщиками, которые живут прибылью с чужой
собственности. Назарейцы не пошли дальше прекрасной и благородной мечты о духовно
богатом и общественно значимом искусстве. Фридрих Иоганн Овербек. Италия и Германия. Новая пинакотека, Мюнхен. *Иосиф — согласно Библии,
любимый сын Иакова, родоначальника еврейского народа. **Кронпринц (нем. Kronprinz) —
титул наследника престола в германских государствах. ***Апокалипсис (Откровение
Иоанна Богослова) — одна из книг Нового Завета; содержит пророчество о конце
света. |