|
Символом стиля ампир стало так
называемое красное дерево — красивая экзотическая древесина, которой покрывали
все предметы мебели-люкс (высшего класса). Даже когда мастера работали с
местной древесиной, они старались использовать не ствол, а корень с более
прихотливым, чётким рисунком волокон, напоминающим красное дерево. Лучшую мебель в стиле ампир
изготовляли во Франции по эскизам, разработанным архитекторами-декораторами
Шарлем Персье и Пьером Фонтеном. Признанными королями мебельного искусства были
мастера-краснодеревщики Жорж Жакоб (1739—1814) и его сын Франсуа Оноре Жорж
Жакоб Демальте (1770—1841). В других странах Европы мебельщики
подражали французским КРАСНОЕ ДЕРЕВО В 50-х гг.
XVIII в.
фаворитка французского короля Людовика XV маркиза де Помпадур обставила свою
загородную резиденцию шестью комодами и секретером из необычной, только что
появившейся тогда в Европе древесины. Она была крепкой, с чёткими красивыми разводами
и цветом напоминала старое вино. Этот материал и в наши дни, как и в XIX в., применяется для изготовления
европейской мебели высшего качества. Во Франции его назвали «акажу» (acajou), в Англии — «мэхогани» (mahogany), а в России — красное дерево. Новинка
быстро вытеснила из мебельного производства известные ранее экзотические сорта
древесины. В 70-х гг. изделие вырезали из цельного куска красного дерева, а
также фанеровали. Для этого брали основу, сделанную из дешёвых сортов дерева,
и покрывали её тонким слоем ценного красного дерева. Лучшими
мастерами-краснодеревщиками стали французские мебельщики. В эпоху ампира
«акажу» уже буквально царило в интерьере. Драгоценное
сырьё привозили в Европу из Индии и Латинской Америки, причём лучшие сорта
добывали в английских колониях. Но в Уже в те
времена различали множество видов красного дерева в зависимости от места
добычи, оттенка цвета и переплетения волокон на поверхности распила:
тигровое, с мушками, мраморное, волокнистое, атласное... Самым эффектным был
рисунок волокон пламенеющего красного дерева: он напоминал языки огня или
низко стелющееся пламя. Однако
красота изделий из благородного материала лишь наполовину зависела от
фантазии природы. Заготовку для мебели можно распилить разными способами:
вдоль, поперёк, под любым углом, и каждый раз рисунок на срезе получится иной.
Чтобы он был выразительным и красиво вписывался в очертания мебели, от
краснодеревщика требовалось особое мастерство. Приходилось угадывать, глядя
на поверхность деревянного чурбана, как сплетаются волокна внутри него. Ошибка
в расчёте могла испортить дорогостоящее сырьё. |