|
Чтобы защитить интерьер от
вторжения реальности, окно либо занавешивали, либо, согласно выражению
французского архитектора *Будуар (франц. boudoir) — небольшой кабинет, приёмная хозяйки дома, предназначенная для общения
только с близкими людьми; мебель для такой комнаты. 258 Франсуа Блонделя (1618—1686),
совсем отказывались от «дурной манеры сверлить стены». Например, в будуаре
Марии Луизы единственное круглое окно находится на потолке, а двери
замаскированы. Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные
обои, изображавшие фантастические виды африканского леса или долины с руинами.
Своеобразные «окна» появились даже на вещах: блюдах, вазах, кофейниках,
табакерках. Вместо привычных орнаментов и цветов их украшали городские и
сельские пейзажи, заключённые в рамку. Стиль Реставрации и бидермейер
унаследовали от ампира и панорамные обои, и пейзажи на предметах. Однако в
целом иллюзорный мир был разрушен: теперь мебель и зеркала размещали так, чтобы
в комнатах было уютно, а не добивались художественного эффекта. Постепенно
комнаты заполнились мягкими диванами и пуфами, были разгорожены мебелью и
ширмами. Благодаря множеству безделушек они всё больше походили на тесную
шкатулку. МЕБЕЛЬ У буржуазии, победившей во
Французской революции, был свой образ жизни. В парадных помещениях появилась
мебель, ранее уместная только в кладовых или в комнатах людей среднего
достатка, — шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось вещей узкого,
специального назначения. Популярными стали круглые столы-геридоны (одноногие
или трёхногие), маленькие столики с ящиками и широкие кресла на одно или
несколько мест. Исчезла распространённая в XVIII в.
мебель, состоявшая из многих частей, которые можно было сочетать или использовать
по отдельности. Мебель ампира была далеко не
такой удобной, как в XVIII в.: комфортом
сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими
полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами,
деталями в виде карнизов, сфинксов, львиных лап, она напоминала архитектурные
сооружения. Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий
комод. Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и
золочёные статуи, заменявшие ножки. Прямоугольные подушки на сиденьях, плотно
обтянутые тканью, узор которой нередко подражал прожилкам мрамора, походили на
каменные плиты. Стул. Начало XIX в. Кресло. Первая четверть XIX в. *Сфинкс — мифическое существо
с телом льва и головой человека или другого животного. 259 При этом тяжеловесный ампир
сохранил одно из самых удачных и практичных изобретений XVIII в. — раздвижную мебель. Таковы складные походные кровати Наполеона и его
дорожное бюро. Это бюро, очень небольшое в сложенном виде, могло
разворачиваться. Благодаря множеству выдвижных ящичков оно было поразительно
вместительным и удобным. Даже в тряской походной повозке император работал за
ним почти с таким же комфортом, как в кабинете. |