|
Первый ярус башни украшает обширный
рельеф «Заведение флота в России». Бог морей вручает Петру I свой
трезубец, признавая его владыкой Балтики, тритоны строят корабли на фоне
панорамы Петербурга. Россия в образе прекрасной девы располагается в центре
композиции, под сенью лаврового дерева; в руках она держит палицу и рог изобилия.
Завершают убранство первого яруса скульптуры четырёх героев Древней Греции:
легендарных участников Троянской войны -Ахилла, его сына Неоптолема и Аякса — и
знаменитого полководца Александра Македонского. Колоннаду второго яруса
венчают двадцать восемь скульптур, продолжающих вертикальный рисунок ко- 266 лонн. Это олицетворение
четырёх времён года, четырёх ветров, четырёх стихий, а также древнегреческая
муза Урания (покровительница астрономии) и египетская богиня Исида (защитница
мореплавателей). Каждый скульптурный образ повторён дважды, но зритель этого не
замечает, так как взгляд воспринимает всегда только две стороны башни. Всё
декоративное убранство выполнила в 1812—1813 гг. группа российских
скульпторов во главе с Феодосием Фёдоровичем Щедриным. ПЕТЕРБУРГСКАЯ БИРЖА Первая
российская биржа — государственное учреждение, где совершались всевозможные
торговые и финансовые сделки, — была заведена Петром I в Санкт-Петербурге в начале XVIII в. В те времена сделки заключались прямо
на торговой площади у стрелки Васильевского острова. Во второй
половине XVIII столетия, в эпоху правления Екатерины II, экономические связи государства
расширились, его политический авторитет возрос. Вести торговые переговоры под
открытым небом было уже несолидно, городу потребовалось здание биржи. На
стрелке Васильевского острова заложили фундамент сооружения по проекту
Джакомо Кваренги. Но строительство его затянулось до начала XIX в. В Проект
создавался четыре года, с 1805 по Если
взглянуть на Петербург сверху, станет понятной основная идея
архитектора: стрелка Васильевского острова находится в центре столицы, и ансамбль
города, раскинувшийся вокруг Невы, требовал в этом месте яркого и запоминающегося
здания. Особую
роль в архитектурном решении Биржи играет скульптура, напоминая о назначении
сооружения. На главном (восточном) фасаде навстречу течению реки возносит руку
бог морей Нептун, приветствуя и усмиряя её. Он мчится на колеснице,
запряжённой морскими конями. Стихия воды представлена скульптурными образами
двух российских рек — Невы и Волхова. На противоположном фасаде величаво сидит
женщина в античных одеждах — это аллегория Навигации. Она беседует с богом
торговли Меркурием. Создатели этих скульптурных композиций остались
неизвестными. |