|
В эпоху Николая I классицизм,
основанный на античных традициях, перестал удовлетворять эстетическим запросам
и государственной идеологии. В поисках национальной самобытности развивались
отечественная археология, история, изучались памятники средневековой
архитектуры и изобразительного искусства. Некоторые архитекторы пытались
осваивать мотивы древнерусского зодчества. АНДРЕЯН
ЗАХАРОВ (1761 —
1811) Андреян Дмитриевич Захаров родился
в Санкт-Петербурге в семье мелкого чиновника. В *Б России, которая только в XVIII в. стала приобщаться к европейским традициям, неоклассицизм чаще называют
классицизмом. 265 Андреян Захаров. Адмиралтейство. 1806—1823
гг. Санкт-Петербург. Феодосий Щедрин. Нимфы, несущие небесную
сферу. 1812—1813 гг. Адмиралтейство, Санкт-Петербург. Адмиралтейство (верфи, мастерские,
склады — всё необходимое для строительства кораблей) было построено в
Петербурге по собственноручному чертежу Петра I в Так же как и Коробов, Захаров
повторил первоначальный план сооружения: П-образный, обращённый внутренним
двором к реке. Архитектор сохранил и наиболее удачную часть строения Коробова
— башню. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделённых водным
каналом, по которому в верфь заходили суда. Наружный корпус предназначался
для центральных учреждений морского министерства, его фасады выходили к
Зимнему дворцу и главным петербургским проспектам. Внутренний корпус до I860
г. оставался местом строительства кораблей, его скрывал глубокий внутренний
двор. Главный фасад Адмиралтейства
колоссален: его протяжённость более четырёхсот метров. В центре здания
находится башня. Её первый ярус — монолитный куб, второй ярус лёгок и изыскан
благодаря колоннаде, над которой возвышается купол и взмывает в небо золотая
«адмиралтейская игла». Крылья главного фасада оформлены
трёхчастными композициями: в центре сильно выступающий портик с треугольным
фронтоном, по бокам также портики, но более узкие и без фронтонов. Этот же
рисунок, но в других пропорциях, архитектор повторил на боковых корпусах. Захаров сам разработал и план
скульптурного убранства Адмиралтейства. Со стен, располагаясь над окнами,
спокойно взирают морские божества: наяды и тритоны, владыка морей Посейдон
(Нептун) и его супруга Амфитрита. С двух сторон арки главного входа стоят
морские нимфы — нереиды; их тела могучи и далеки от античного идеала. Они
несут на плечах огромные небесные сферы, воплощая незыблемость мироздания.
Вверху парят Славы — крылатые женские божества, обычно сопровождающие богиню
Победы и венчающие победителей. Они осеняют арку входа лавровыми венками,
восхваляя могущество российского флота. |