Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Следующая работа Осипа Бове — проект Театральной площади и зда­ния Петровского театра, позднее названного Большим. Идея создания площади принадлежала царю Алек­сандру I. Архитектору пришлось провести сложнейшие градострои­тельные преобразования, так как выбранное императором место было застроено, у стен Китай-города сто­яли бастионы и протекала река Неглинная. Бове спроектировал прямоугольную площадь, боковые

273

 

 

ИВАН МАРТОС

(1754—1835)

Творчество скульптора Ивана Пет­ровича Мартоса, воспитанника Ака­демии художеств, заслужившего право на поездку в Рим, принадле­жит в основном XIX столетию. Од­нако ещё в конце XVIII в. он создал ряд замечательных скульптур.

Вернувшись из Рима в 1 782 г., Мартос вскоре выполнил надгро­бия в Донском монастыре в Моск­ве, за которые был удостоен звания академика. Надгробие С. С. Вол­конской — рельеф из белого мра­мора — показывает плакальщицу, опирающуюся на урну с прахом, на постаменте которой начертана по­святительная надпись. Плакальщи­ца изображена отвернувшейся от урны. Концом длинного покрывала, окутывающего всю её фигуру, она почти целиком прикрывает своё лицо. Скульптор словно не смеет показать лицо страдающей женщи­ны, поскольку подлинное горе нель­зя выразить.

Мартос создавал памятники и в технике круглой скульптуры, на­пример надгробие Е. С. Куракиной (1792 г.) в Александро-Невской лав­ре в Петербурге. Плакальщица полулежит на высоком саркофаге, опираясь на медальон с портретом покойной. Лицо плакальщицы за­крыто руками. Складки покрывала здесь выполнены более широко и свободно, а в изображении фигуры сочетаются классический идеал и реальная натура. Рельеф гробницы показывает двух юношей — сыно­вей Куракиной, утешающих друг друга в горе.

Первая четверть XIX столетия — самый плодотворный период в твор­честве мастера. Именно тогда он создал наиболее значительные про­изведения: рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» (1804— 1807 гг.) на портике Казанского собора в Петербурге, памятник герцогу де Ришелье в Одессе (1823—1828 гг.).

Иван Мартос. Памятник Минину

и Пожарскому. 1804—1818 гг. Москва.

Крупнейшая работа Мартоса — созданный в 1804—1818 гг. памят­ник земскому старосте из Нижнего Новгорода Кузьме Минину Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим народ­ное ополчение против нашествия поляков в 1611—1612 гг. и изгнав­шим захватчиков из Москвы.

20 февраля 1818 г. памятник был установлен и открыт в том месте, ко­торое выбрал для него автор, —

в Москве, у здания Торговых рядов. Скульптор изначально задумал и разработал его обращенным к Крем­лю и Красной площади, не рассчиты­вая на круговой обзор. Перед зрите­лем предстала выразительная и впечатляющая скульптурная компо­зиция. Минин стоит, правой рукой энергично указывая на Кремль, а ле­вой вручая меч князю Пожарскому. Лицо Минина сурово и сосредото­ченно, в нём отразилась могучая во­ля героя. Лицо князя озабоченно и напряжённо — он ранен и не уверен в своих силах. Но правая его рука уже сжимает меч, а левая опирает­ся на шит. Пожарский внимательно слушает Минина. (В конце XIX в. па­мятник был перенесён к Покровско­му собору и отчасти утратил тот смысл, который вкладывал в его композицию Мартос.)


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz