|
Следующая работа Осипа Бове —
проект Театральной площади и здания Петровского театра, позднее названного
Большим. Идея создания площади принадлежала царю Александру I. Архитектору
пришлось провести сложнейшие градостроительные преобразования, так как
выбранное императором место было застроено, у стен Китай-города стояли
бастионы и протекала река Неглинная. Бове спроектировал прямоугольную площадь,
боковые 273 ИВАН МАРТОС (1754—1835) Творчество
скульптора Ивана Петровича Мартоса, воспитанника Академии художеств,
заслужившего право на поездку в Рим, принадлежит в основном XIX столетию. Однако ещё в конце XVIII в. он создал ряд замечательных скульптур. Вернувшись
из Рима в Мартос
создавал памятники и в технике круглой скульптуры, например надгробие Е. С.
Куракиной ( Первая
четверть XIX столетия — самый плодотворный период в творчестве мастера. Именно тогда
он создал наиболее значительные произведения: рельеф «Истечение Моисеем воды в
пустыне» (1804— 1807 гг.) на портике Казанского собора в Петербурге, памятник
герцогу де Ришелье в Одессе (1823—1828 гг.). Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. 1804—1818 гг. Москва. Крупнейшая
работа Мартоса — созданный в 1804—1818 гг. памятник земскому старосте из
Нижнего Новгорода Кузьме Минину Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому,
возглавившим народное ополчение против нашествия поляков в 1611—1612 гг. и
изгнавшим захватчиков из Москвы. 20 февраля
в Москве,
у здания Торговых рядов. Скульптор изначально задумал и разработал его
обращенным к Кремлю и Красной площади, не рассчитывая на круговой обзор. Перед
зрителем предстала выразительная и впечатляющая скульптурная композиция.
Минин стоит, правой рукой энергично указывая на Кремль, а левой вручая меч
князю Пожарскому. Лицо Минина сурово и сосредоточенно, в нём отразилась
могучая воля героя. Лицо князя озабоченно и напряжённо — он ранен и не уверен
в своих силах. Но правая его рука уже сжимает меч, а левая опирается на шит.
Пожарский внимательно слушает Минина. (В конце XIX в. памятник был перенесён к Покровскому
собору и отчасти утратил тот смысл, который вкладывал в его композицию Мартос.) |