|
12 октября
После
смерти Александра новый Император Николай I приказал прекратить строительство. Самым
популярным архитектором при Николае I стал Константин Андреевич Тон (1794—1881),
который одним из первых начал использовать мотивы средневекового русского
зодчества. Он и получил право возвести новый храм Христа Спасителя (1837— 1889
гг.) вместо витберговского, разобранного на Воробьёвых горах. Зодчий
выбрал эффектное и очень ответственное место — низину на излучине Москвы-реки
вблизи кремлёвского ансамбля. Здесь на плоской площадке он возвёл огромный
собор, весь облик которого — пятиглавие (пять куполов), аркатурно-колончатый пояс,
закомары, шлемовидные главы — говорил о том, что за образец архитектор взял
Успенский собор Кремля. Рядом с
Кремлём, продолжая панораму берега Москвы-реки, появилось здание, своей
архитектурой и содержанием связанное со средневековыми постройками исторического
центра города. Оно в полной мере воплотило в себе представления эпохи Николая I о национальной самобытности России. А в
дальнейшем, когда город разросся вширь и ввысь, этот храм существенно повлиял
на формирование облика центральной части Москвы. Константин Тон. Храм Христа Спасителя. 1837—1889 гг. Разрушен в 276 в котором появились простые
монументальные формы ампира — гладкие стены, суровые колонны, выразительные
рельефы. В Главное здание выходит на
улицу Солянку восьмиколонным портиком на высоком цоколе. Его центр подчёркнут куполом с
полукруглыми окнами. По бокам расположены жилые постройки, невысокие и скромные
по стилю. Они соединяются с главным зданием глухими каменными оградами с
мощными пилонами (массивными столбами) проездных ворот. Помимо общественных зданий
Жилярди возводил и частные дома. Самый знаменитый из них — особняк Луниных
(1818—1823 гг.) на Никитском бульваре. В числе выдающихся работ мастера можно
назвать и реконструкцию подмосковной усадьбы Кузьминки, которой Жилярди
занимался вплоть до отъезда в Италию в *Воспитательный дом для
незаконнорождённых детей и детей бедняков был основан в Москве в |