Предыдущая Следующая
ФЕДОР ТОЛСТОЙ
(1783—1873)
«Я
русский, и горжусь этим именем. И, желая участвовать в славе соотечественников,
желая разделить её... дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события
1812,1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет...
я решил передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнивших, пожелая им
сказать, что в наше время каждый думал так, как и я, и каждый был бы счастлив,
нося имя русское», — заявил в 1814
г. художник и медальер граф Фёдор Петрович Толстой,
решив запечатлеть в медалях события только что закончившейся Отечественной
войны. К тому времени он прошёл обучение в медальерном классе Академии
художеств, служил на Монетном дворе в Петербурге, создал первые самостоятельные
работы и разрабатывал теорию медальерного дела.
В Академии
художеств была образована специальная комиссия, которая оценила выполненные
Толстым рисунки будущих медалей и решила, что они, «как отличное произведение,
заслуживают всякое уважение и признательность к дарованию и таланту
трудившегося над ними...». Последовали двадцать лет упорного труда над двадцать
одной медалью.
События
войны 1812 г.
мастер представил как единоборство древних славян со своими врагами и показал
в возвышенном, идеальном, обобщённом виде — в традициях классицизма. Цикл
начинается композицией, посвящённой Александру I, — «Родомысл девятого на десяти века»
(1813—1814 гг.). Русский император показан в образе славянского бога
Родомысла, на его щите изображена битва богов. На второй медали — «Народное
ополчение» (1816 г.)
— Россия в образе Родины-матери вручает своим сыновьям боевые мечи. В работе
«Бородинская битва» (1816 г.)
драматизм события передаёт выразительная группа из трёх сражающихся воинов.
Ещё напряжённее выглядит «Бой при Малом Ярославце» (1817—1818 гг.): русский
богатырь резким движением руки ломает меч врага. Бегство Наполеона через Неман
изображено в аллегорической форме (1820 г.). Воин, черты лица которого напоминают
Наполеона, стремительно перешагивает через старца, спокойно спящего на земле,
— образ реки Неман.
Серия
медалей Толстого стала одним из лучших памятников русскому народу — победителю
в войне с Наполеоном.
После
завершения этой работы в 1836
г. мастер получил заказ от императора Николая I на цикл медалей, посвящённых
русско-персидской и русско-турецкой войнам. Продолжая совершенствовать
медальерное искусство, Толстой создал яркие, безупречные по композиции произведения
и в 1842 г.
был удостоен звания профессора Академии художеств.
Творческое
наследие Ф. П. Толстого составляют не только медали и рельефы, но также картины,
рисунки, иллюстрации к литературным произведениям, театральные декорации и
эскизы костюмов. В последние годы жизни он занимал пост вице-президента
Академии художеств.
Фёдор Толстой. Родомысл девятого на десяти века. 1813—1814 гг.
Фёдор Толстой. Сражение при Бриенне в 1814 г. 1828 г.
277
ЖИВОПИСЬ
Начало XIX столетия
по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские
художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в
один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Предыдущая Следующая
|