|
В живописи воплотились
романтические идеалы эпохи национального подъёма. Отвергнув строгие, не
допускающие отступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и
неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в привычных уже
жанрах — портрете и пейзаже, — но и дало толчок к рождению бытовой картины,
которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же
первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем
классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались
романтические идеи и темы. ОРЕСТ
КИПРЕНСКИЙ (1782—1836) Орест Адамович Кипренский, внебрачный
сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама Карловича
Швальбе, крепостного немецкого происхождения. Фамилия Кипренский вымышленная;
возможно, она происходит от имени богини Киприды. Шести лет от роду Кипренский
был определён в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии
художеств, а затем и в академию, где учился исторической живописи. Однако
настоящим его призванием стал портрет. Уже одна из первых его работ —
погрудный портрет Адама Швальбе ( Совет Академии художеств присудил
Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» ( Около 1808—1809 гг. Кипренский
выполнил «Портрет мальчика А. А. Челищева». Свободные, смелые мазки, сочетание
ярких цветов в одежде мальчика — густо-синего, алого, белого — и чёрные, почти
без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредственность
ребёнка и серьёзность взрослого. Художник словно предсказал незаурядную судьбу
своего героя. В пятнадцать лет он уже участвовал в Отечественной войне Орест Кипренский. Портрет мальчика А. А.
Челишева. Около 1808—1809 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва. *Киприда — одно из имён
древнегреческой богини любви и красоты Афродиты, родившейся, по преданию,
вблизи острова Кипр в Средиземном море. 278 Орест Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. В |