|
Василий Тропинин. Кружевница. Мариучче (Анне-Марии
Фалькуччи), «девочке в маковом венке», портрет которой он написал почти десять
лет назад. В СИЛЬВЕСТР
ЩЕДРИН (1791—1830) Сильвестр Феодосиевич Щедрин
вырос в среде художников. Его отец, Феодосий Фёдорович, был скульптором, а
дядя, Семён Фёдорович, — 281 пейзажистом. В девять лет
Щедрин поступил в Академию художеств. Восхищение городскими видами итальянца
Каналетто, которые он видел в Эрмитаже, а также, вероятно, влияние дяди определили
выбор будущего живописца — он стал пейзажистом. Закончив академию в Щедрин несколько лет совершенствовался
при академии, представляя на выставки свои картины, изображающие окрестности
Петербурга. В пейзажах 1815—1817 гг. он показал не центральные улицы и набережные
Невы, которые так привлекали мастеров XVIII столетия,
а безмятежные городские окраины: прогуливающихся господ, погружённых в повседневные
заботы простолюдинов. В Свои картины Щедрин тоже часто
населял пёстрой толпой. Его персонажи — не условные фигуры на фоне
величественной природы, а живые, характерные типы. Вот один рыбак плывёт в
лодке, другой сушит сети, кто-то тащит корзину, а многие просто отдыхают, и
это состояние «сладкого ничегонеделания» замечательно гармонирует с тишиной и
негой, разлитой в жарком южном воздухе. Любимыми его моделями были нищие и
бродяги. Они позволяли лучше передать «местный колорит», который особенно ценили
заказчики. «Сначала я должен был... искать... оборванных и запачканных нищих и
пьянюшек всякого роду, но когда они узнали, что им за это платят, то мне от
оных не было отдыху...», — рассказывал художник в одном из писем в Россию. В Вдали, на линии горизонта, изображён
собор Святого Петра — главный католический храм мира. Справа, за мутными
желтоватыми водами Тибра, возвышается круглое античное здание — мавзолей
императора Адриана, в Средние века превращенный в замок Святого Ангела. А на
ближнем берегу — совсем не парадный уголок Рима тех времён. Дома здесь словно
вырастают из воды. Группа рыбаков на первом плане оживляет застывший пейзаж,
где даже речная вода кажется неподвижной: так чётко отражается в ней купол
собора Святого Петра. Согласно правилам академической
живописи, три плана картины должны быть строго отделены друг Сильвестр Щедрин. Новый
Рим. Замок Святого Ангела. Фрагмент. После 282 от друга. У Щедрина же первый
план плавно перетекает в средний, а средний — в дальний. Поэтически возвышенное
дальнее пространство и буднично-житейское ближнее разграничены мостом, но объединены
общим пространством неба. Картина Щедрина «Новый Рим...»
очень понравилась современникам как в Италии, так и в России. Это произведение
открыло новую страницу в истории русской пейзажной живописи. В многочисленных видах Рима и
его окрестностей мастер под воздействием натуры постепенно отказался от
общепринятого в то время коричневатого тёплого колорита и стал писать в
холодных голубоватых и серебристых тонах. Сильвестр Щедрин стал первым из
европейских художников, кто стремился передать в живописи живое впечатления
от природы, многообразной и изменчивой. Самые светлые и гармоничные
пейзажи — «Набережная Санта-Лючия в Неаполе» ( Негой южного итальянского лета
наполнен цикл «Террасы на берегу моря». Щедрин запечатлел необыкновенно
уютные, прогретые солнцем и увитые лозами винограда террасы в разное время
дня, наблюдая жизнь и нравы различных персонажей: священников и монахов, нищих
и мальчишек. Единство природы и обживших её
людей в произведениях Щедрина столь естественно, что кажется, будто художник
писал их одновременно. Однако летом он обычно выполнял с натуры пейзаж, а
зимой «населял» его людьми. Поэтому некоторые незавершённые работы мастера
непривычно безлюдны. Таков, например, «Вид Амальфи близ Неаполя» ( В последние годы жизни художник
нередко писал ночные пейзажи, освещённые светом луны или костра. А на картине
«Неаполитанские рыбаки в лунную ночь. Вид Позилиппо» (конец 20-х гг.) жаркий
огонь костра на первом плане контрастирует с холодным серебристым Сильвестр Щедрин. Набережная Мерджеллина в
Неаполе. Фрагмент. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. Сильвестр Щедрин. Веранда,
обвитая виноградом. Из серии «Террасы на берегу моря». 283 блеском лунной дорожки на поверхности
моря. Щедрин одним из первых открыл этот необычный цветовой эффект, ставший
очень популярным в русской живописи середины и второй половины XIX в. Пейзажи Щедрина пользовались
огромным успехом у публики. Материально независимый от академии, он стал
вольным художником и до конца дней жил в Италии. Его
творчество предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов. |