Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Василий Тропинин. Кружевница. 1823 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), «девочке в маковом венке», портрет которой он написал почти десять лет назад. В 1834 г. Кипрен­ский перешёл в католичество и об­венчался с Мариуччей. Через два года мастер скончался.

СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН

(1791—1830)

Сильвестр Феодосиевич Щедрин вы­рос в среде художников. Его отец, Феодосий Фёдорович, был скульпто­ром, а дядя, Семён Фёдорович, —

281

 

 

 

пейзажистом. В девять лет Щедрин поступил в Академию художеств. Восхищение городскими видами итальянца Каналетто, которые он видел в Эрмитаже, а также, вероят­но, влияние дяди определили выбор будущего живописца — он стал пей­зажистом. Закончив академию в 1811 г., Щедрин получил Большую золотую медаль и право совершить пенсионерскую поездку за границу. Но её пришлось отложить: в Европе шла война с Наполеоном.

Щедрин несколько лет совершен­ствовался при академии, представляя на выставки свои картины, изобра­жающие окрестности Петербурга. В пейзажах 1815—1817 гг. он показал не центральные улицы и набереж­ные Невы, которые так привлекали мастеров XVIII столетия, а безмятеж­ные городские окраины: прогулива­ющихся господ, погружённых в по­вседневные заботы простолюдинов.

В 1818 г. Щедрин наконец поехал в Италию, которая стала для него второй родиной. Сначала он посе­лился в Риме, посещал музеи, рабо­тал с натуры. Получив от брата русского императора, великого князя Михаила Павловича, заказ на неапо­литанские пейзажи, Щедрин отпра­вился на юг страны. Неаполь очаро­вал художника. Он писал: «Я живу на берегу морском в самом прекраснейшем и многолюднейшем месте... много разносчиков с устрицами и разными рыбами, крик страшный...».

Свои картины Щедрин тоже час­то населял пёстрой толпой. Его пер­сонажи — не условные фигуры на фоне величественной природы, а живые, характерные типы. Вот один рыбак плывёт в лодке, другой сушит сети, кто-то тащит корзину, а мно­гие просто отдыхают, и это состо­яние «сладкого ничегонеделания» замечательно гармонирует с тиши­ной и негой, разлитой в жарком южном воздухе. Любимыми его мо­делями были нищие и бродяги. Они позволяли лучше передать «местный колорит», который особенно цени­ли заказчики. «Сначала я должен был... искать... оборванных и запачканных нищих и пьянюшек всяко­го роду, но когда они узнали, что им за это платят, то мне от оных не бы­ло отдыху...», — рассказывал худож­ник в одном из писем в Россию.

В 1822 г. Щедрин написал отчёт­ную картину для Академии худо­жеств — «Колизей в Риме» — в ко­торой традиционный сюжет был решён по-новому, как «портрет колизея», живущего уже в современ­ном городе. В следующем году он начал полотно «Новый Рим. Замок Святого Ангела». Его название было символичным: молодой художник по-своему увидел и показал Вечный город.

Вдали, на линии горизонта, изо­бражён собор Святого Петра — глав­ный католический храм мира. Спра­ва, за мутными желтоватыми водами Тибра, возвышается круглое антич­ное здание — мавзолей императора Адриана, в Средние века превра­щенный в замок Святого Ангела. А на ближнем берегу — совсем не парадный уголок Рима тех вре­мён. Дома здесь словно вырастают из воды. Группа рыбаков на первом плане оживляет застывший пейзаж, где даже речная вода кажется непо­движной: так чётко отражается в ней купол собора Святого Петра.

Согласно правилам академиче­ской живописи, три плана картины должны быть строго отделены друг

Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела. Фрагмент. После 1823 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

282

 

 

 

от друга. У Щедрина же первый план плавно перетекает в средний, а средний — в дальний. Поэтически возвышенное дальнее пространство и буднично-житейское ближнее раз­граничены мостом, но объединены общим пространством неба.

Картина Щедрина «Новый Рим...» очень понравилась современникам как в Италии, так и в России. Это произведение открыло новую стра­ницу в истории русской пейзажной живописи.

В многочисленных видах Рима и его окрестностей мастер под воз­действием натуры постепенно отка­зался от общепринятого в то время коричневатого тёплого колорита и стал писать в холодных голубова­тых и серебристых тонах. Силь­вестр Щедрин стал первым из евро­пейских художников, кто стремился передать в живописи живое впечат­ления от природы, многообразной и изменчивой.

Самые светлые и гармоничные пейзажи — «Набережная Санта-Лючия в Неаполе» (1829 г.), «Набережная Мерджеллина в Неаполе» (1827 г.), «Вид Неаполя» (1829 г.) — появи­лись во время новой поездки Щедри­на на юг Италии, в Неаполь, Сорренто и на остров Капри.

Негой южного итальянского лета наполнен цикл «Террасы на берегу моря». Щедрин запечатлел необык­новенно уютные, прогретые солн­цем и увитые лозами винограда тер­расы в разное время дня, наблюдая жизнь и нравы различных персона­жей: священников и монахов, нищих и мальчишек.

Единство природы и обживших её людей в произведениях Щедри­на столь естественно, что кажется, будто художник писал их одновре­менно. Однако летом он обычно выполнял с натуры пейзаж, а зимой «населял» его людьми. Поэтому некоторые незавершённые работы мастера непривычно безлюдны. Та­ков, например, «Вид Амальфи близ Неаполя» (1826 г.). На первом плане картины видны коричневато-зелё­ные скалы, на горизонте — голубая гора, а между ними — светлые домики приютившегося на скале город­ка Амальфи.

В последние годы жизни худож­ник нередко писал ночные пейзажи, освещённые светом луны или кост­ра. А на картине «Неаполитанские рыбаки в лунную ночь. Вид Позилиппо» (конец 20-х гг.) жаркий огонь костра на первом плане контрас­тирует с холодным серебристым

Сильвестр Щедрин.

Набережная Мерджеллина в Неаполе. Фрагмент.

1827 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Из серии

«Террасы на берегу моря». 1828 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

283

 

 

 

блеском лунной дорожки на по­верхности моря. Щедрин одним из первых открыл этот необычный цве­товой эффект, ставший очень попу­лярным в русской живописи середи­ны и второй половины XIX в.

Пейзажи Щедрина пользовались огромным успехом у публики. Мате­риально независимый от академии, он стал вольным художником и до конца дней жил в Италии. Его твор­чество предвосхитило открытия французских художников-импрес­сионистов.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz