Предыдущая Следующая
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...
В 1828 г. Кипренский вновь
покинул Россию — теперь уже навсегда. Его влекла в Италию любовь к юной
280
ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН
(1776—1857)
Василий
Андреевич Тропинин родился в семье крепостных, но сильный характер, терпение и
безграничная любовь к искусству помогли ему отстоять своё право заниматься любимым
делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIX столетия.
С 1793 г. семья графа Ираклия
Ивановича Моркова, которому принадлежал художник, жила в Петербурге. Здесь
Тропинину позволили посещать классы Академии художеств. Тогда академия впервые
допустила в свои стены «всякого звания и лет молодых людей», в том числе и крепостных.
Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но
в 1804 г.
его учёба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному
следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и
лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф
предполагал поселиться. Всё свободное время Тропинин отдавал живописи. Первые
известные работы мастера были созданы в самом начале XIX в. на Украине и в Москве, куда он часто
ездил со своим хозяином.
В 1812 г. семья Морковых
вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавшего
при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из
которых стал этюд, изображающий братьев Н. И. и И. И. Морковых (1813 г.). «Портрет сына
художника» (1818 г.)
написан рукой уже зрелого мастера.
Слава
Тропинина росла, и окружение графа постоянно твердило ему о том, что
крепостной художник очень талантлив и его необходимо освободить. Морков был
вынужден расстаться со своей «собственностью» и в 1823 г. дал Тропинину
вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет
художника Скотникова» (1821 г.),
«Старик нищий» и «Кружевница» (обе 1823 г.). Женщина за работой олицетворяла для
художника мир домашнего уюта и душевного тепла. Кружевница ласково и доверчиво
смотрит на зрителя, а её пальцы ловко плетут узор. Вскоре Тропинин получил
звание академика.
Став
свободным, художник поселился в Москве. В конце 20-х — 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно популярен. В
это время он написал множество портретов. Среди них «Портрет Пушкина» (1827 г.) — очень простой и
«домашний», выполненный в лёгкой, свободной манере;
«Автопортрет
с палитрой» на фоне Кремля, созданный при тёплом вечернем освещении (1846 г.), и др.
Художник
создал более семисот работ, в основном портреты современников: людей известных
и неизвестных, богатых и бедных — архитекторов, писателей, актёров, учёных,
военных, господ и крестьян, странников, нищих и детей. Мир Тропинина тих и
спокоен, в нём нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая
любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её своими тёплыми
красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми
жестами и ясными взглядами персонажей. Предыдущая Следующая
|