КАРЛ
БРЮЛЛОВ
(1799—1852)
Карл Павлович Брюллов ещё студентом
имел репутацию молодого гения. Позже, когда художник стал знаменитым, его
прозвали Великим Карлом. Мастер сумел найти золотую середину между
господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими
веяниями. Брюллов учился живописи с раннего детства: сначала дома — несколько
поколений семьи Брюлло (или Брылло; так звучала эта французская фамилия,
позднее переделанная на русский лад) были художниками, — а с 1809 по 1821 г. в Петербургской
академии художеств.
В 1822 г. только что созданное
Общество поощрения художников направило Брюллова за границу. В Риме он написал
множество сцен из жизни современной Италии, запечатлел немало итальянок,
красота которых в начале XIX в. считалась совершенной. У героинь брюлловских картин
правильные черты и безупречный овал лица, обрамлённый чёрными как смоль
волосами. Эти полотна словно излучают тепло южного солнца; их золотистый колорит
и очарование темноволосых красавиц привлекали публику, вызывая множество
подражаний.
Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) мастер выбрал не
юную модель, а зрелую женщину, чья красота в его глазах олицетворяла собой
полдень жизни. Однако обращение к натуре, далёкой от изящных классических пропорций,
вызвало неудовольствие в Обществе поощрения художников. Тогда Брюллов
отказался от пансиона и стал независимым живописцем.
Именно в Италии Брюллов создал свои
первые портреты-картины. На знаменитом полотне «Всадница» (1832 г.) изображены
воспитанницы графини Ю. П. Самойловой Джован-
Карл
Брюллов.
Всадница.
1832 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Карл
Брюллов.
Итальянский
полдень. 1827 г.
Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург.
*Общество поощрения художников
(1821—1875 гг.; в 1875-1929 гг. — Общество поощрения художеств) — организация,
основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество проводило конкурсы,
выставки; с 1857 г.
содержало Рисовальную школу.
284
Карл Брюллов.
Последний день Помпеи. 1830—1833 гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
нина и Амацилия Паччини: старшая
сестра на вороном коне подъезжает к дому, а младшая, выбежав на крыльцо, с
восторгом смотрит на неё. В отличие от традиционных портретов здесь показаны
герои в движении. Оно подчиняет главному персонажу других действующих лиц и
предметы, объединяя их в гармоничную композицию. Темой портрета-картины
становится, по словам художника, «человек в связи с целым миром».
Ещё в 1827 г. Брюллов посетил
раскопки античного города Помпеи, который был погребён под толстым слоем лавы
и пепла во время извержения Везувия в 79 г. «Последний день Помпеи» (1830— 1833 гг.)
стал самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил
природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической
идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя,
обязательного в исторической живописи классицизма. Но все персонажи написаны в
академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные
статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных
охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с
красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника
трагедии.
Главная Следующая