|
Джозеф
Пакстон. «Хрустальный дворец» в Лондоне. 299 300-301 двориками-колодцами. Более удачной
оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений
проложили широкую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро
застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была
признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров
положили конец средневековой замкнутости кварталов
и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраинам,
промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших
пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пережила
технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь,
железобетон) и методы строи- ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ Эйфелева башня — символ Парижа. Она
парит над центром города, бесчисленные сувениры воспроизводят её силуэт, толпы
туристов стремятся подняться на неё. Мало кто помнит скандал, сопровождавший рождение
башни. Ни один человек уже не спрашивает, чего ради понадобилось возводить
столь грандиозное сооружение, вдвое превышающее по высоте пирамиду Хеопса. Эйфелева башня была построена в Александр Гюстав Эйфель (1832—1923)
в 70— 80-е гг. занимался строительством большепролётных мостов. Самый смелый
среди осуществлённых проектов — полукилометровый мост Гараби через реку Труэр
в Центральной Франции. Все его детали были выполнены из решётчатых
металлических конструкций. Получив заказ на возведение башни,
Эйфель остроумно использовал найденное ранее решение. Он выбрал для башни (её
высота триста метров) форму многократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря
конструктивному расчёту башня обрела высокую степень прочности. Подъёмники, во
время строительства доставлявшие детали наверх, превратились в пассажирские
лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид и
на ансамбль выставочных зданий, и на город. Художественная общественность
возмущалась тем, что в сердце Парижа установлена «эта никому не нужная и
чудовищная Эйфелева башня», требовала её снести. Однако за столетие, прошедшее
со времени строительства Эйфелевой башни, споры утихли. Выполнив роль
великолепной рекламы технических и художественных возможностей нового
строительного материала — металла, она стала достопримечательностью
французской столицы. Александр
Гюстав Эйфель. Эйфелева башня. 302 тельства. Но современные конструкции
считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного
стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых
рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок. |