|
В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос»
— «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении
конструктивных и декоративных форм различных стилей. Появление эклектизма было подготовлено
неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё
несколько «исторических» стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко,
ложное рококо, второй ампир. Характернейший пример эклектизма в
архитектуре — застройка венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют
Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель);
Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко
(архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента,
стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и
Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман). Архитектура эклектизма отражает
психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а
свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться
наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный
псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для
сдаваемых квартир. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его
романтических грёз (таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига
II). Парламентские
здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры — о
барокко и рококо. Хотя эклектизм, по сути, явление
«массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности,
такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898).
Построенное им здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861 — 1875 гг.),
несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности.
Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный
зрительный зал Теофилиус
Эдвард фон
Хансен. Парламент.
1873—1883 гг. Вена. Александр
Виллеман. Дворец
юстиции. Вена. *Декор (от лат. decoro — «украшаю») — система украшения сооружения
(фасада, интерьера) или изделия. 303 Георг
фон Дольман. Замок Нейшванштейн. 1869—1886 гг. Бавария. Король Баварии Людвиг II Биттельсбах (1864—1886 гг.) унаследовал от
своих предков страстную любовь к искусству. По его распоряжению был построен ряд
загородных резиденций, каждая из которых — своеобразное воплощение фантазий
короля. Так, Нейшванштейн воспроизводит романтический мир Средневековья, каким
он предстаёт в оперных спектаклях. Замок построил придворный архитектор Георг
фон Дольман (1830—1895) по эскизам художника Христиана Янка (1833—1888). Янк
оформлял постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», которую очень любил
король. В Нейшванштейне использованы формы романской архитектуры, однако его
скорее хочется назвать ожившей декорацией. Замок стоит в живописной местности
горной Баварии между двумя озёрами. Броская красота островерхих башен и стен из
ослепительно белого камня и красного кирпича оттеняется яркой синевой озёрной
воды и зеленью соснового леса. Интерьеры замка, среди которых выделяются
Тронный и Певческий залы, украшены росписями на сюжеты из вагнеровских опер. Поль
Абади. Церковь Сакре-Кёр. 1876—1919 гг. Париж. Церковь Сакре-Кёр (франц. sacre coeur — «святое сердце Христово») возводилась
после событий 1870 — 1871 гг. — франко-прусской войны и революции — как
символ национального возрождения и примирения. Церковь расположена на вершине
холма Монмартр в Париже. Её белые стены и округлые купола выдают влияние
византийского архитектурного стиля. 304 Шарль
Гарнье. Театр
«Гранд-Опера» 1861—1875 гг. Париж. на две тысячи мест и почти такая же
по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль.
Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени
(театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке). Выдающимся немецким зодчим был
Готфрид Земпер (1803—1879), известный также как теоретик архитектуры.
Постройкам Земпера присущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и
выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его
работа — Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871
— 1878 гг.). На протяжении полувека европейские
архитекторы пытались преодолеть разлад между конструкцией здания и его
пластическим образом. Эжен Виолле-ле-Дюк (1814—1879), французский зодчий и
реставратор готических памятников, в 60-х гг. утверждал, что основой архитектурного
образа должна быть конструкция, отвечающая определённому назначению. К сходным
взглядам почти в то же время пришёл и Земпер, добавляя при этом, что зодчий
должен «оживить» материал и конструктивную схему, вложить в них Готфрид
Земпер. Дворцовый
театр. 1838—1841 гг., перестроен в
1871—1878 гг. Дрезден. частицу своего творческого «я». Эти
представления легли в основу стиля модерн, черты которого проявились уже в
конце XIX в. |