|
себя роль жениха? Однако это сходство
не помешало ему остроумно сравнить ноги майора-кавалериста с изогнутыми ножками
стула, стоящего рядом. Художник говорил: «Живопись требует
добросовестности». Он любовно собирал вещи, которые изображал в своих
картинах, по всему Петербургу. Например, нужную ему для «Сватовства майора»
люстру он взял напрокат в трактире. Однажды Федотов рисовал кулебяку, но не успел
закончить, пока она была горячей, и был вынужден купить ещё одну. Столь же
придирчиво Федотов относился к моделям. Прототип купца из «Сватовства майора»
он встретил у Аничкова моста и чуть ли не год настойчиво убеждал его позировать.
Для того чтобы представить своих персонажей в нужных позах, художник купил
манекен с подвижными суставами и наряжал его то девицей, то купцом, то майором.
В результате кропотливого труда живописца зрителю кажется, что он не только
видит, но и слышит эту картину: звон рюмок и подвесок на люстре, окрик хозяйки,
шёпот слуг, мурлыканье кошки. За «Сватовство майора» Академия
художеств присвоила Федотову звание академика. Картина имела огромный успех у
публики. Следующей работе «Завтрак аристократа»
(1849—1850 гг.) художник дал и другие названия, шутливые, больше похожие на
пословицы: «Не в пору гость» и «На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк». Бедный, но не
желающий ударить в грязь лицом молодой щёголь застигнут врасплох нежданным
гостем именно в тот момент, когда собирается приступить к своему скудному
завтраку. Он прячет чёрствый ломоть хлеба под книгу и одновременно старается
проглотить кусок, лежащий за щекой. Его поза и лицо выражают и страх, и
неловкость, и желание сохранить свою репутацию. С четырёх вариантов картины
«Вдовушка» (1851 — 1852 гг.) начался новый этап в творчестве Федотова.
Содержание его последних компо- 294 зиций не сводится к сюжету, который
можно пересказать словами, — этим они отличаются от ранних произведений
живописца. Публика отнеслась к ним более прохладно. Герой картины «Анкор, ещё анкор!»
(1851 — 1852 гг.) — офицер, который, видимо, служит где-то в глухой провинции.
Он лежит на топчане и играет с собакой, подстриженной «под льва», заставляя её
прыгать через чубук курительной трубки. И это отупляющее занятие, и вся
обстановка убогого временного жилища выражают скуку человека, который не
знает, чем заполнить свои однообразные дни. По меткому выражению Федотова,
такие люди «убивают время, пока время не добьёт их». В названии картины бессмысленно
повторяется одно и то же слово («анкор» по-французски означает «ещё»). Цветовой
контраст освещенной свечой красной скатерти и холодного зимнего пейзажа за
окном усиливает ощущение тоски и безысходности. В последней картине Федотова «Игроки»
( |