Предыдущая Следующая
В дальнейшем Венецианов создал целую
серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой».
Мальчик-пастушок спит на
берегу речки. У него за спиной типичный
русский пейзаж, один из первых в истории русской живописи («Спящий пастушок»,
1823—1824 гг.). Статная женщина в сарафане идёт по полю, держа под уздцы
лошадей. Её взгляд прикован к ребёнку, сидящему на краю поля («На пашне.
Весна», первая половина 20-х гг.). Хлеб созрел, и его убирают женщины-жницы.
Крестьянка, сидящая вполоборота к зрителю на высоком помосте, кормит младенца
(«На жатве. Лето», середина 20-х гг.). Художник писал без эскизов и
предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям.
Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических
работ.
Венецианов трагически погиб в 1847 г.: он ехал в санях и
не справился с лошадьми. Но его достижения и открытия продолжали жить в русском
искусстве благодаря работам учеников, многие из которых были крестьянами
окрестных деревень.
Из школы Венецианова вышло немало
интересных живописцев. Среди них Сергей Константинович Зарянко (1818—1870),
Капитон Алексеевич Зеленцов (1790—1845), Александр Алексеевич Алексеев (1811—1878),
Григорий Васильевич Сорока (1823—1864) и др. В 1833 г. Зеленцов получил звание
академика за работу «Мастерская художника Петра Васильевича Басина»,
изображающую обучение художников в одном из залов академии. Зарянко был
удостоен этого звания в 1843
г. за картину «Внутренний вид Никольского собора», в
которой виртуозно построена перспектива интерьера и передано эффектное
освещение. Алексеев создал вид мастерской Венецианова, написанный в близкой
учителю манере — в оливковых тонах и мягком освещении («В мастерской А. Г.
Венецианова в Петербурге», 1827
г.). Сорока, крепостной соседей Венецианова Милюковых, в
пейзажах, интерьерах и портретах создал собственный мир: идеально прекрасный и
неподвижный, застывший в своей красоте («Кабинет дома в Островках, имении Н.
К. Милюкова», 1844 г.).
Алексей
Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 20-х гг. XIX
в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
292
Алексей
Венецианов. На жатве. Лето. Середина 20-х гг. XIX
в.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Алексей
Венецианов. Захарка. 1825 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Григорий
Сорока.
Кабинет
дома в Островках, имении Н. К. Милюкова. 1844 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
293
Павел
Федотов.
Сватовство
майора.
Фрагмент.
1848 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
хозяину на прохудившийся сапог. В
первой картине Федотов только пробовал себя в масляной живописи. Вводя цвет, он
скорее раскрашивал отдельные предметы, чем объединял их в гармоничную цветовую
композицию.
«Сватовство майора» (1848 г.) напоминает сцену
из водевиля на очень распространённый сюжет — брак по расчёту. Майор, видимо
проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на девушке из
купеческой семьи, которой лестно породниться с дворянином. Долгожданное
появление жениха производит всеобщий переполох. Хозяин дома, солидный купец,
улыбаясь свахе, пытается негнущимися пальцами застегнуть длиннополый сюртук;
кухарка оцепенела с блюдом в руках, а позади неё снуют и перешёптываются
домочадцы. Невеста, смущённая ситуацией и своим непривычным платьем, в
последний момент пытается убежать. Майор стоит в передней и виден только
зрителям. Он приосанился, втягивает брюшко и подкручивает усы, желая
показаться бравым воякой. Черты его лица напоминают автопортреты Федотова — как
знать, может быть, художник примерял на Предыдущая Следующая
|