Предыдущая Следующая
Павел
Федотов. Следствие кончины Фидельки. 1844—1846 гг. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
лись карикатуры и меткие, остроумные
зарисовки армейской жизни.
В 1844 г. Федотов вышел в отставку
и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником.
Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по
вечерам рисовал.
Сначала Федотов работал в графических
техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом.
Сюжет первой картины, написанной
маслом, — «Свежий кавалер» (1846
г.) — был сначала разработан в сепии «Утро чиновника,
получившего первый крестик». Небольшая комната, в которой происходит действие,
кажется ещё теснее из-за того, что она захламлена сломанной мебелью, пустыми
бутылками, осколками посуды. Здесь многие вещи рассказывают о привычках
хозяина. На столе и следы вчерашнего ужина (колбаса на бумаге, графин водки,
свечной огарок со щипцами для снятия нагара), и туалетные принадлежности,
попавшие сюда уже утром, когда герой стал собираться на службу.
Под одним столом спит собака, из-под
другого виднеется... голова гостя. Сам кавалер стоит посреди всего этого хаоса
в неожиданно величественной позе, а кухарка с насмешкой указывает раздувшемуся
от спеси
Павел
Федотов.
Свежий
кавалер. 1846 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
*Сепия (греч. «каракатица»)
— прозрачная коричневая краска, которая приготовлялась из чернильного мешка
морского моллюска (каракатицы); рисунки, выполненные такой краской.
291
АЛЕКСЕЙ
ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА
Алексей Гаврилович Венецианов
(1780—1847) родился в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправился
в Петербург и поступил на государственную службу. В свободное время Венецианов
посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он
познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиковским и поступил к
нему в ученики.
В 1811 г. на соискание звания
академика художник представил в Академию художеств автопортрет. С этой целью
традиционно выставлялись религиозные или исторические картины либо портреты
известных людей, а автопортрет — впервые. Из мягко освещённого пространства
прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворённое лицо мастера. Его глаза
за стёклами очков внимательны и сосредоточенны. Кажется, что модель не он, а
зритель, смотрящий на портрет. Работа была прекрасно написана и вызвала
всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком.
Вскоре он женился, приобрёл имение
Сафонково в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей
усадьбе Венецианов продолжил занятия живописью и начал педагогическую
деятельность. Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и
образ жизни, напрямую связанные с землёй.
Картина «Гумно», написанная в 1823 г. с натуры, — и
интерьер, и жанровая сцена одновременно. Потоки солнечного света проникают в
помещение сразу с трёх сторон: через проём на переднем плане холста (чтобы изобразить
интерьер максимально достоверно, Венецианов приказал выпилить стену гумна), а
также через ворота слева и на заднем плане. Группы и отдельно стоящие фигуры
крестьян постепенно уводят взгляд зрителя вглубь картины. Это полотно,
выставленное в академии, вызвало волну споров, но в конце концов получило
признание. Его купил император Александр I. Предыдущая Следующая
|