|
Прототипом образа странника, или
путешественника, изображённого на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает
происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре
полотна, Александр
Иванов. Аппиева дорога. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Иванов внимательно вглядывался в
пейзажи Италии — колыбели европейской цивилизации. Здесь не только каждый
камень, но и сама земля — свидетель истории. Вот Аппиева дорога, которая была
проложена древними римлянами в прямо под руками Иоанна Крестителя.
Наблюдатель, свидетель, но не участник событий — такой видит свою роль
художник. Иванов не стал изображать Святого
Духа в виде голубя или сияющего облака над головой Христа, как другие
художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в
умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в
красноречивых позах. Иванов известен в основном как автор
одной картины — «Явления Христа народу». Двадцать лет мастер работал над этим
произведением. Современники считали его непрактичным мечтателем: он не хотел
отвлекаться от своей большой картины и писать для заработка популярные
бытовые сценки. Незадолго до смерти, весной Признание несколько запоздало: у
Иванова не было прямых учеников, но русские художники последующих поколений
по-разному преломляли его идеи в своём творчестве. ПАВЕЛ
ФЕДОТОВ (1815—1852) Павел Андреевич Федотов, основоположник
совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины, родился в
Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский
кадетский корпус и отправился в Петербург. В свободные от службы часы юный
прапорщик посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа, где
выставлялись жанровые картины голландских мастеров XVII в. Несколько портретов однополчан
сделали Федотова известным. Из таких портретов он составлял на небольших
листах бумаги целые композиции в технике акварели (например, «Встреча в
лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля
1837 года», 290 Две сепии «Кончина Фидельки.) и
«Следствие кончины Фидельки» (1844—1846 гг.) объединены общими персонажами и
сюжетом. Они рассказывают о смерти барыниной собачки и о происшедших вслед за
этим событиях. На первом листе художник изобразил переполох в доме: он полон
детей, прислуги, копошащихся по всем углам кошек и собак, которые, однако, не
могут заменить барыне её любимицы. Царящие здесь хаос и взаимное раздражение
персонажей, кажется, озвучивают сцену криками и плачем. Вторая работа изображает тот же дом
на другой день. Шум и гвалт сменились тишиной, нарушаемой лишь шёпотом людей,
соболезнующих хозяйке: от расстройства она слегла. На первом плане — художник
за мольбертом, рисующий проект надгробного памятника Фидельке. Это сам Федотов.
Автор не отделял себя от своих персонажей, он и смеялся над ними, и
сочувствовал им. |