|
**Фарисеи—представители религиозно-политического
течения в Иудее во II в. до н. э. — II в. н. э. В Евангелиях порицаются как
лицемеры. 288 щины. Создавая образ Иисуса Христа,
он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных
статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных
характера, а образ в картине их примиряет, он всегда более нейтрален и
спокоен. Не менее подробно разрабатывал
Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали законченными
пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы,
зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках
которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира,
сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской
природе. В В своём произведении Иванов соединил
некоторых героев в пары. Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади
Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре
картины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в
левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ
начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов
связывал с явлением Христа, прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя,
поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а юноша стремится рассмотреть
Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой
Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые
смотрят. Справа на первом плане расположены
мальчик, от холода обхвативший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица
которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии. Александр
Иванов. Голова
Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург. Образ «дрожащего» противопоставлен
образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно переданы в
их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своём порыве, в нём сочетаются
духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею неподготовленности
человека к переменам, он страшится их и привязан Александр
Иванов. Вода и камни под Палаццуола. Этюд к картине «Явление Христа народу».
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 289 к прошлому (как и старики, он слушает,
а не смотрит). Во время работы над картиной Иванов
познакомился в Риме с Николаем Васильевичем Гоголем. Общность взглядов
сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой части,
среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в
кирпично-красной одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со
стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа
(так называемого ближайшего к Христу) живое, острое переживание собственного
несовершенства и неудовлетворённость окружающим миром. |