|
В Иванов посетил Флоренцию, Рим,
Венецию, Неаполь. Он остался равнодушен к академической живописи болонских
художников XVII в., но зато восхищался работами мастеров раннего Возрождения. В Италии
живописец впервые увидел мраморные античные статуи, с гипсовыми слепками
которых он познакомился в классах Академии художеств. Эти впечатления отразились
в картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831 — 1834 гг.). Картина осталась
незаконченной. Иванов признался, что бросил работу над ней, когда утратил
весёлое расположение духа. В середине 30-х гг. художник вновь
обратился к сюжетам из Библии. В картине «Явление Христа Марии Магдалине»
(1834—1836 гг.) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с
христианской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особенно выразительна
фигура Марии Магдалины: она поднимается с колен навстречу Христу, протягивая к
Нему руки. Христос жестом останавливает её. Его образ соответствует академическим
канонам красоты. За эту картину Иванов получил звание академика. Она очень
понравилась Обществу поощрения художников, которое сохранило за живописцем
пансион ещё на три года. *Беллерофонт — греческий герой.
Чтобы сразиться с трёхглавым огнедышащим чудовищем — химерой, боги подарили ему
крылатого коня Пегаса. **Мария Магдалина — в христианской
традиции раскаявшаяся грешница, верная последовательница Иисуса Христа, первая
увидевшая Его воскресшим. 287 Александр
Иванов. Явление Христа Марии Магдалине. Фрагмент. 1834—1836 гг. Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург. Замысел композиции большого
произведения «Явление Христа народу» (1837—1857 гг.) возник у Иванова в
середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его
подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины:
учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за Христом;
выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего
крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов
задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть
один совершенно», — подчёркивал он. Художник много работал над отдельными
образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна
Крестителя соединены черты юноши и жен- Александр
Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. *Левиты — согласно Библии, потомки
Левия, третьего сына Иакова, родоначальника еврейского народа; у древних евреев
— священнослужители. |