НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
Событием последней выставки импрессионистов
в 1886 г.
стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресенье после
полудня на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сёра, приглашённого
Камилем Писсарро. Новое течение в живописи, которое представлял Сера, вначале
причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом
и дивизионизмом.
В книге «От Эжена Делакруа к
неоимпрессионистам», посвященной памяти Жоржа Сёра и опубликованной в 1899 г., живописец Поль
Синьяк писал: «Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и
начиная с 1886 года развивали технику так называемого разделения, пользуясь
приёмом оптического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые придерживались
неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой
технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им
казалось невозможным ни при каком другом способе... Их метод, подвергшийся
такому осуждению, — это метод традиционный и логично вытекает из прошлых
методов... живопись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессионистов».
334
Неоимпрессионизм (от греч. «неос» — «новый») — течение, связанное с
импрессионизмом и развивающее его. Цель неоимпрессионизма — заключить
живописную интуицию импрессионистов в рамки научного метода, гарантирующего от
возможных ошибок. В понятии дивизионизм (от
франц. division —
«разделение») заключалась суть метода неоимпрессионистов, основанного на
законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет,
соединяя световые лучи; следовательно, художник может не пытаться смешивать
этот цвет на палитре. Он должен просто наносить основные составляющие свет
цвета в определённых сочетаниях на полотно. Пуантилизм (от
франц. point —
«точка») — это техника неоимпрессионистов. Чистые цвета наносятся отдельными
маленькими мазками, похожими на точки.
Главными представителями неоимпрессионизма
были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Жорж Сёра (1859— 1891) происходил из среды парижских
буржуа. Закончив Школу изящных искусств, он предложил Салону
Жорж Сёра.
Купание в Аньере.
1883—1884 гг. Национальная галерея, Лондон.
в 1884 г. своё первое большое
(два на три метра) полотно — «Купание в Аньере» (1883—1884 гг.). Художник
стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов, возвышающей простое
событие до ритуального действа. Отвергнутое Салоном, полотно было выставлено в
«Салоне
Жорж Сёра.
Воскресенье после полудня
на острове Гранд-Жатт. 1884 г.
Институт искусств, Чикаго.
335
независимых» и стало первым
значительным произведением Сёра.
Поль Синьяк (1863—1935) был
родом из состоятельной семьи. Он рано начал заниматься живописью, увлёкся
импрессионизмом. Синьяк одновременно с Сёра выставил в «Салоне независимых»
пейзажи, написанные в импрессионистической манере. Знакомство художников положило
начало неоимпрессионизму.
В течение двух следующих лет
Сёра работал над полотном «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884 г.). Множество рисунков
с натуры и живописных эскизов запечатлели поиски моделей и пейзажа.
Законченная работа, впервые показанная на восьмой выставке импрессионистов,
вызвала недоумение, восторг и споры. Главное отличие этой картины от «Купания
в Аньере» было в изменившейся манере письма. Написанная мелкими мазками, она
словно выткана из огромного количества оттенков. Все фигуры расположены лицом
к зрителю или в профиль. Позы скованны, лица не видны, однако бросаются в
глаза детали: обезьянка, собачки, зонтики, трости, трубка и сигара. Застывший,
словно по мановению волшебной палочки, пейзаж окружён странным, нереальным
воздухом.
Главная Следующая