|
В последующие шесть лет Сёра
показал одну за другой несколько картин, отметивших этапы развития созданного
им течения. «Натурщицы» (1886—1888 гг.) — большое полотно, на котором
изображены три натурщицы в разных позах. Композиция статична, а цветовое
решение картины построено на основе дивизионизма: поверхность покрыта маленькими
пятнышками краски чистых тонов. Последняя картина Сёра «Цирк»
(1890—1891 гг.) была выставлена в «Салоне независимых» В отличие от импрессионистов
Сёра переносил на холст не мгновенное впечатление от увиденного; цирковые
артисты и зрители объединены в целостную, тщательно продуманную композицию. Жорж Сёра внезапно умер через
девять дней после открытия Салона. За несколько лет творчества он собрал
вокруг себя маленькую группу единомышленников и поклонников. Самым рьяным его
приверженцем стал Синьяк. С ним связано дальнейшее существование неоимпрессионизма.
Этот художник был его пропагандистом, написал несколько статей и до конца
жизни остался верен его принципам. Отойдя от импрессионизма, неоимпрессионизм
превратился в художественное течение, отразившее одну из сторон творческих
поисков конца XIX
в. Интеллектуальность и новый подход к технике
живописи не только превратили его в значительное явление искусства, но и позволили
ему влиять на художественную жизнь начала XX столетия. Жорж Сёра. Цирк. 1890—1891 гг. Музей
Орсе, Париж. 336 Поль Синьяк. Гавань в Марселе. Около
1906—1907 гг. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. Поль Синьяк. Сосна. Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ В 80-х гг. XIX в.
ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки
импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно
свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя. В конце столетия четыре художника
громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия
и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839—1906), Винсент Ван
Гог (1853—1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек. Яркие
индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон
двигались к одной цели — познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их
внешностью. Так родился постимпрессионизм (от лат. post — «после»).
Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя лишь в
пору его заката. Сезанн, самый старший из четырёх
художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Знакомство с
Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык
Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Гоген в
свою очередь познакомился с Писсарро в |