|
Постимпрессионисты были близки
импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние
только противопоставляли своё искусство салонному, то первые отрицали
буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал
деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых
детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и
Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их выше достижений европейской
цивилизации. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора, изучал теологию
в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии.
Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль, где, измученный
одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством. Сезанн, Ван Гог и Гоген, не
найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней
успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились 337 Поль Сезанн. Большая сосна
близ Экса. 90-е гг. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поль Сезанн. Автопортрет. 1873—1875 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поль Сезанн. Берега Марны. Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. 338 Поль Сезанн. Гора
Сент-Виктуар. Поль Сезанн. Натюрморт с яблоками и апельсинами. 1895—1900 гг. Музей Орсе, Париж. Художник
подчинял композиции на холсте внутреннему единству предметов, которого никто,
кроме него, не ощущал. Он утверждал: «Всё в природе лепится в форме шара,
конуса, цилиндра; надо научиться писать в этих простых фигурах, и, если вы
научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё что захотите». Цвет в
натюрмортах Сезанна, так же как и в пейзажах, всегда несёт энергетический
заряд. 339 Поль Гоген. Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом. Национальная галерея, Эдинбург. Винсент Ван Гог. Красные виноградники. Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. запечатлеть не мгновения, а
вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые
силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку
импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной. Основные черты творчества Сезанна
проявились в произведениях 80—90-х гг. Художник искал способы передать
материальную структуру вещей — форму, плотность, фактуру, цвет. Тщательно
подбирая цветовые соотношения, он нередко подчёркивал контуры предметов резкой
линией, сознательно деформировал изображаемое. В его натюрмортах фрукты и
посуда приближались к простым геометрическим фигурам, а в пейзажах скаты крыш
и стены домов, склоны гор и гладь воды образовывали ровные плоскости. Опираясь
на непосредственное впечатление от натуры, мастер строил продуманную и
устойчивую композицию, где каждая деталь составляла часть единого целого. Изображая человека, живописец
нередко рассматривал его как любой другой предмет, интересуясь лишь передачей
форм, словно это был не портрет, а натюрморт или пейзаж. При этом внутренний
мир человека, его характер, настроение отступали на второй план. |