Предыдущая Следующая
В то время молодой художник
увлёкся гравюрой и создал серию из двенадцати листов, которой дал название
«Французская сюита офортов» (1858
г.). «Уистлер занимался своими офортами в самых различных
условиях, — вспоминал французский художественный критик, друг и биограф
художника Теодор Дюре, — рисуя прямо на меди без всякой подготовки или предварительных
набросков. Для него медная доска и остриё были тем, чем для других являлись
бумага, перо или карандаш. Поэтому так редки его карандашные рисунки на
бумаге, тогда как количество гравюр его весьма значительно».
После неудачной попытки выставиться
в парижском Салоне 1859 г,
художник покинул Францию и уехал в Лондон. С этого момента начались его
бесконечные странствия между Лондоном и Парижем, Европой и Америкой, постоянная
смена квартир и мастерских, вечные поиски новых впечатлений.
*Миниатюра (франц. miniature, от лат. minium —
«киноварь», «сурик») — художественное произведение (обычно живописное) малых
размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.
356
Джеймс Уистлер. Золотая ширма. 1864 г. Галерея Фрир, Вашингтон.
В 60-х гг.
XIX в. Уистлер
увлёкся японским искусством. В частности, он начал собирать гравюры японского
художника Кацусики Хокусая. Живописец заимствовал у японских мастеров яркий
цвет, статичность композиции. Это полотно — яркая иллюстрация его увлечения. Женщина
в чёрно-красном кимоно (национальной японской одежде) сидит на полу около
низкого столика и рассматривает гравюры, разбросанные вокруг. Рядом с ней
золотая ширма, цвет которой контрастирует с зеленоватым цветом пола. Натурщица
не похожа на японку, а интерьер лишь отдалённо напоминает японский дом. Здесь
всё — маскарад, игра, живописная фантазия.
Вначале лондонская публика
встретила Уистлера вполне приветливо. На выставке Королевской академии
искусств было показано полотно «У рояля» (1858—1859 гг.), отвергнутое во
Франции. Но, выставив через три года картину «Девушка в белом» (1862 г.), художник
столкнулся с уже знакомой реакцией публики. В частной галерее на Бейкер-стрит
работу не заметили, на выставку Королевской академии её не приняли. В Париже
Салоном 1863 г.
картина также была отвергнута. Тогда Уистлер вместе с Гюставом Курбе, Эдуардом
Мане и другими мастерами, также не принятыми в Салон, решил выставляться в специально
выделенном для них императором Наполеоном III помещении.
Так Уистлер попал в «Салон Отверженных». Наибольшей критике подверглись
«Завтрак на траве» Мане и «Девушка в белом» Уистлера. Эта живопись казалась
незаконченной, грубой и лишённой привычной академической гладкости. Уистлер
стремился найти гармоничное единство большого числа оттенков белого цвета,
поэтому один из критиков даже назвал её «симфонией в белом». В дальнейшем
художник часто
Джеймс Уистлер.
Девушка в белом. 1862 г. Национальная
художественная галерея, Вашингтон.
357
Джеймс Уистлер.
Портрет матери. Композиция в сером и чёрном. 1871—1875 гг. Музей Орсе,
Париж. Предыдущая Следующая
|