Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В то время молодой художник увлёкся гравюрой и создал серию из двенадцати листов, которой дал название «Французская сюита офор­тов» (1858 г.). «Уистлер занимался своими офортами в самых различ­ных условиях, — вспоминал фран­цузский художественный критик, друг и биограф художника Теодор Дюре, — рисуя прямо на меди без всякой подготовки или предвари­тельных набросков. Для него медная доска и остриё были тем, чем для других являлись бумага, перо или ка­рандаш. Поэтому так редки его ка­рандашные рисунки на бумаге, тог­да как количество гравюр его весьма значительно».

После неудачной попытки выста­виться в парижском Салоне 1859 г, художник покинул Францию и уехал в Лондон. С этого момента начались его бесконечные странствия между Лондоном и Парижем, Европой и Америкой, постоянная смена квар­тир и мастерских, вечные поиски новых впечатлений.

*Миниатюра (франц. miniature, от лат. minium — «киноварь», «сурик») — худо­жественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой нало­жения красок.

356

 

 

Джеймс Уистлер. Золотая ширма. 1864 г. Галерея Фрир, Вашингтон.

В 60-х гг. XIX в. Уистлер увлёкся японским искус­ством. В частности, он начал собирать гравюры японского художника Кацусики Хокусая. Живопи­сец заимствовал у японских мастеров яркий цвет, статичность композиции. Это полотно — яркая иллюстрация его увлечения. Женщина в чёрно-красном кимоно (национальной японской одеж­де) сидит на полу около низкого столика и рас­сматривает гравюры, разбросанные вокруг. Рядом с ней золотая ширма, цвет которой контрастирует с зеленоватым цветом пола. Натурщица не похожа на японку, а интерьер лишь отдалённо напомина­ет японский дом. Здесь всё — маскарад, игра, живописная фантазия.

Вначале лондонская публика встретила Уистлера вполне привет­ливо. На выставке Королевской ака­демии искусств было показано по­лотно «У рояля» (1858—1859 гг.), отвергнутое во Франции. Но, выста­вив через три года картину «Девуш­ка в белом» (1862 г.), художник столкнулся с уже знакомой реакци­ей публики. В частной галерее на Бейкер-стрит работу не заметили, на выставку Королевской академии её не приняли. В Париже Салоном 1863 г. картина также была отверг­нута. Тогда Уистлер вместе с Гюставом Курбе, Эдуардом Мане и други­ми мастерами, также не принятыми в Салон, решил выставляться в спе­циально выделенном для них импе­ратором Наполеоном III помеще­нии. Так Уистлер попал в «Салон Отверженных». Наибольшей критике подверглись «Завтрак на траве» Мане и «Девушка в белом» Уистлера. Эта живопись казалась незаконченной, грубой и лишённой привычной ака­демической гладкости. Уистлер стре­мился найти гармоничное единст­во большого числа оттенков белого цвета, поэтому один из критиков даже назвал её «симфонией в белом». В дальнейшем художник часто

Джеймс Уистлер.

Девушка в белом. 1862 г. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

357

 

 

 

 

Джеймс Уистлер.

Портрет матери. Композиция в сером и чёрном. 1871—1875 гг. Музей Орсе, Париж.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz