|
В 70-х гг.
XIX в. художник
написал несколько портретов, в которых, так же как в своих пейзажах, попытался
найти сочетание тонов, наиболее точно отражавшее впечатление от модели. На
портрете женщина в чёрном платье сидит в профиль, меланхолично глядя вдаль.
Этот образ отчуждён и одинок, как может быть одинока только старость.
Серебристо-серая тональность картины полностью соответствует её настроению. ГАЛЕРЕЯ ТЕЙТ В ЛОНДОНЕ Это
прославленное собрание английской живописи XVI—XIX вв. и современного искусства Европы и США
носит имя основателя — промышленника Генри Тейта (1819—1899). В Первоначально
предполагалось, что галерея Тейт станет филиалом Национальной галереи, где
разместятся произведения английского искусства XIX в. В первую экспозицию вошли собрание
Тейта и пятьдесят семь полотен Рейнолдса, Гейнсборо, Констебла и других
выдающихся английских художников, подаренные Национальной галерее коллекционером
Робертом Верноном. Восемьдесят пять полотен были приобретены на средства фонда,
основанного в В В В годы
Второй мировой войны музейные фонды продолжали пополняться. В 1939—1945 гг.
было приобретено или получено в дар свыше четырёхсот памятников искусства, в
их числе работы Уильяма Блейка, прерафаэлитов, Василия Кандинского, Амедео
Модильяни, Марка Шагала. В Сейчас в
фондах галереи Тейт хранится свыше сорока тысяч произведений — это самое
большое художественное собрание Лондона. В 358 называл свои работы
музыкальными терминами. К концу 60-х гг. художник
полностью посвятил себя пейзажу. Его привлекали сумерки, время тонких
полутонов и множества синих оттенков. Но тональность работ никогда не
повторялась, и в каждом случае Уистлер находил особое цветовое решение. Таковы
виды Темзы: «Ноктюрн в синем и зелёном. Челси» ( В поисках нужного тона художник
заранее смешивал краски. Этот процесс длился иногда несколько дней. Вместо
палитры он использовал крышку полированного стола. К концу сеанса стол
превращался в месиво красок и напоминал его пейзажи. Уистлер долго работал над
своими полотнами, часто соскребал нанесённый красочный слой и заново писал не
понравившееся место, но в законченной вещи всегда стремился к ощущению
лёгкости, непринуждённости. Это обманчивое впечатление заставило
Джона Рёскина обвинить живописца в том, что цена полотен завышена и не
соответствует вложенному в них труду. Разразился скандал, закончившийся
судебным процессом. В Джеймс Уистлер. Ноктюрн в синем и золотом.
Мост в Баттерси. 1872—1875 гг. Галерея Тейт, Лондон. *Ноктюрн (от лат. nocturnus —
«ночной») — небольшая лирическая инструментальная пьеса. Джеймс Уистлер. Портрет Сесили Александер. 1872—1874 гг. Национальная галерея, Лондон. Один из
лучших портретов Уистлера — изображение двенадцатилетней девочки. Он писал его
долго, в течение семидесяти сеансов (как и другие работы). Художник сам
придумал фасон платья и специально заказал коврик Всё в этом портрете тщательно
продумано и связано в ансамбль. Однако кажется, что событие мимолётно и сцена
случайна. Героиню портрета сравнивали с «маленькой белой бабочкой, на минуту
опустившейся с трепещущими крылышками». 359 Джеймс Уистлер. Ноктюрн в чёрном и
золотом. Падающая ракета. Детройтский институт
искусств, Детройт. велики. Всё его состояние:
картины, коллекция японских гравюр, дом — пошло с молотка. В последние годы жизни к
Уистлеру пришло признание и в Англии, и в Европе, и в Америке. До конца своих
дней он продолжал переезжать с места на место, ядовито критикуя врагов,
самоотверженно отстаивая и пропагандируя своё творчество. В Творчество Уистлера завершает
развитие английской живописи в XIX в. Его индивидуальная
манера письма, свобода кисти, стремление наиболее точно выразить сущность
природы и человека с помощью цветовой гармонии свидетельствовали о том, что
появилось новое искусство, свободное от академических норм и требований. |