|
ИСКУССТВО РОССИИ В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения:
поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгожданную
отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в
переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. Ареной
борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай
Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит
«приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением
общества, приготовлять и облегчать улучшения в национальной жизни». Художники
стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных
проблем. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА Во второй
половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал
реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает,
да и скульптура требует определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому
действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли. 360 Архитекторы
пробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь
отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Но на практике
элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое подражание прошлому
называется эклектизмом. Он и преобладал тогда в архитектуре. Облик
городов в то время стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные
улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные
магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и
дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения. Здания
второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты,
заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по
дереву. Этот стиль, получивший название неорусского, поддерживали
и правительство, и передовая художественная интеллигенция. В нём отразились
важнейшие идеи времени — историзм и патриотизм. Архитектура
этой эпохи во многом определила облик современных городов. Тогда были
построены церковь Воскресения на Крови в Петербурге (1883—1907 гг.,
архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический (1875—1883 гг., архитектор В. О.
Шервуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896; 1903—1907 гг., архитекторы И. А.
Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В. И. Ерамешанцев), Верхние торговые
ряды (ГУМ; 1889— 1893 гг.,
архитектор Н. А. Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, Театр
оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг., архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и
Оперный театр в Киеве (архитектор В. А. Шрётер). Архитекторы
обратились к истории искусства, скульпторы
— Ф.
Фельнер, Г. Гельмер. Театр
оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса. Владимир
Шервуд. Исторический
музей. 1875—1883 гг. Александр
Померанцев, Верхние торговые ряды (ГУМ). 1889—1893 гг. |