Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

361

 

 

 

Михаил Микешин.

Тысячелетие России.

1862 г.

Великий Новгород.

к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их работы изо­биловали подробностями — это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает коло­кол, она увенчана царской державой

и по-своему очень выразительна. Од­нако её трудно оценить по достоин­ству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рю­рика (согласно летописной легенде, начальника варяжского военного от­ряда, призванного княжить в Новго­роде, основателя династии Рюрико­вичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором ал­легорические персонажи чередуют­ся с фигурами политических деяте­лей, святых, полководцев, писателей, художников.

Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументаль­ности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульва­ре в Москве (1880 г.) работы Алек­сандра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относи­тельно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее ка­мерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось пере­дать момент вдохновения, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.

Александр Опекушин.

Памятник

А. С. Пушкину. 1880 г.

Москва.

Марк Антокольский.

Иван Грозный. 1871 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Марк Матвеевич Антоколь­ский (1843—1902) создал произведения в историче­ском и мифологическом жанрах. В этой скульптуре ему удалось передать про­тиворечивый характер русского царя — «мучите­ля и мученика», по словам самого мастера.

362

 

 

ЖИВОПИСЬ

В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просущест­вовали недолго.

В 1863 г, молодые художники — участники академического конкурса по­дали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые се­го пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом че­тырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи­сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демон­стративно подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крам­ской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художест­венных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала еже­годные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz