Предыдущая Следующая
361
Михаил
Микешин.
Тысячелетие
России.
1862 г.
Великий
Новгород.
к
сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их
работы изобиловали подробностями — это особенно касалось монументальной
скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом
Новгороде (1862 г.)
по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника
напоминает колокол, она увенчана царской державой
и по-своему
очень выразительна. Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества
фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от
Рюрика (согласно летописной легенде, начальника варяжского военного отряда,
призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра
Великого. Ниже расположен рельеф, в котором аллегорические персонажи чередуются
с фигурами политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников.
Скульпторы
добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков знаменитый
памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре в Москве (1880 г.) работы Александра
Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относительно невелик; перед
зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее камерное,
чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой
картинных жестов. Однако скульптору удалось передать момент вдохновения,
которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.
Александр
Опекушин.
Памятник
А.
С. Пушкину. 1880 г.
Москва.
Марк Антокольский.
Иван Грозный. 1871 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Марк
Матвеевич Антокольский (1843—1902) создал произведения в историческом и
мифологическом жанрах. В этой скульптуре ему удалось передать противоречивый
характер русского царя — «мучителя и мученика», по словам самого мастера.
362
ЖИВОПИСЬ
В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской
академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив
главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо
от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах
академии просуществовали недолго.
В 1863 г, молодые художники —
участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно
выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет
академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского
искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического
класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской
мифологии и демонстративно подали новое прошение — о выходе из академии.
Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную
коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской.
Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили
в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения
книг.
В 70-х гг.
по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не
зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных
выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в
разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества. Предыдущая Следующая
|