|
Душой и
идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он считал: «...только уверенность,
что труд художника нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям,
называемым картинами». Передвижники создали искусство, которое должно было
говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, — реалистическое
искусство. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не
только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды,
но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников
заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто
несчастен и обездолен. С
Товариществом передвижных выставок были связаны почти все заметные
художники-реалисты 70—80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою
роль. Всего до ВАСИЛИЙ ПЕРОВ (1834—1882) Василий Григорьевич
Перов вначале учился в Арзамасской школе живописи, а потом поступил в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 — 1862 гг. появились одно за
другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником 60-х
гг. За «Проповедь в селе» ( В картине
«Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали
споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской
церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой — на задремавшего в
кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже
не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой-то
холёный господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая
затылки, огорчённо и 363 Василий
Перов. Сельский
крестный ход на Пасхе. недоверчиво
слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога. Картина
читается, как рассказ, причём рассказ очень простой, прямолинейный. Богатые
господа и лицемерный священник, им угождающий, изображены явно сатирически. «Сельский
крестный ход на Пасхе» ( На полотне
«Чаепитие в Мытищах» ( В картинах,
которые Перов написал, вернувшись из заграничной командировки 1862—18б4 гг., звучит
то же настроение скорбного сочувствия. Согбенная фигура вдовы крестьянина,
главной героини «Проводов покойника» ( |