|
383 ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН (1842—1904) Василий
Васильевич Верещагин происходил из старинного дворянского рода. Он закончил
петербургский Морской кадетский корпус, но отказался от военной карьеры, чтобы
стать художником-профессионалом. Два года Верещагин учился в Академии
художеств, потом, разочаровавшись в ней, оставил обучение. С Однако в
историю русской живописи Верещагин вошёл прежде всего как художник-баталист
(от франц. bataille — «битва», «сражение»). До него сражения
изображали главным образом по государственному заказу и в соответствии с
официальной идеологией. А Верещагин стал писать живописные очерки, рассказывавшие
простым языком об эпизодах, которые, быть может, не решали исход сражений, но
давали понять, что такое война в её неприукрашенном виде. На картине
«Представляют трофеи» из серии «Варвары» (1871—1872 гг.) изображена часть
Самаркандского дворца — колоннада, внутренний дворик; в глубине эмир (от арабск. «амир» — «повелитель»; в странах мусульманского
Востока правитель, глава государства, военачальник)
разглядывает груду почерневших отрубленных голов; за ним следует группа
приближённых. Современному зрителю это произведение кажется кадром из
документального фильма или удачной фотографией: так скрупулёзно и бесстрастно
выписаны архитектурные подробности и одежды персонажей. Завершает
эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается
пирамида из человеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане —
разрушенный город, засохшие деревья. Картину можно считать исторической: такие
устрашающие пирамиды сооружал в знак своего могущества среднеазиатский
полководец Тимур (Тамерлан). Однако Верещагин вложил в неё более общий смысл,
добавив к названию: Василий Верещагин. Двери Тамерлана. 1872—1873 гг. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. Василий Верещагин. Представляют трофеи. Из серии «Варвары». 1871—1872
гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 384 «Посвящается
всем великим завоевателям, прошлым, настоящим и будущим». Главные
произведения художника рассказывают о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг. Об
отношении Верещагина к войне ярко свидетельствует полотно, которое изображает
радость победы, — «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879
гг.). Вдоль огромного строя солдат, кажущегося бесконечным, стремительно
скачут всадники. Впереди на белом коне генерал Михаил Дмитриевич Скобелев,
герой решающего сражения у деревни Шейново недалеко от Шипкинского перевала в
горах Болгарии. Он приветственно поднял руку, над строем взметнулись
солдатские фуражки. А на переднем плане снежное |