|
поле и
неубранные трупы солдат. Верещагин говорил: «Передо мной как перед художником
— война, и я её бью, сколько у меня есть сил... бью её с размаха и без
пощады». В начале
русско-японской войны (1904—1905 гг.) Верещагин отправился на Дальний Восток. В
марте Василий Верещагин. Апофеоз войны. Из серии «Варвары». 1871—1872 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Василий Верещагин. Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878—1879 гг. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. 385 напоминают
о яркой древнерусской культуре. Всё это позволяет прочувствовать совершающееся
как народную, национальную трагедию. Яростно и непримиримо смотрят друг на
друга стрелец с рыжей бородой и молодой царь. На пересечении их взглядов
возвышается склонённая фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на
стороне самодержца: трепетным огонькам свеч в руках стрельцов противопоставлен
свет наступающего утра, как пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлёвские
стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а многоликой толпе — уверенный и
неподвижный Пётр на коне и шеренги солдат. Картина,
показанная на девятой выставке передвижников, произвела огромное впечатление.
Ничего подобного русская живопись до Сурикова не знала. Художник впервые
передал сущность целой эпохи, бурной и сложной. Следующее
историческое полотно, «Меншиков в Берёзове» ( связано с
первым: его тема — падение в XVIII в. последнего яркого представителя
Петровской эпохи. На третьей,
может быть самой знаменитой исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова» ( Суриков
долго обдумывал композицию картины. На первом эскизе опальную боярыню в оковах
везут мимо царских палат по кремлёвскому двору. Вокруг толпится народ, но она
смотрит поверх голов на кого-то в здании или на крыльце, возможно на царя. За
первым эскизом последовало множество других, действие из Кремля было перенесено
на московскую улицу, и в окончательном варианте сани Василий
Суриков. Меншиков в Берёзове. Государственная Третьяковская галерея, Москва. В убогой
избе с единственным оконцем сидят вокруг стола Меншиков, его сын и дочери.
Меншиков неподвижен, смотрит в одну точку, сдвинув мохнатые брови. Сила и
властность чувствуются в его лице и руке, сжатой в кулак Могучая фигура
Меншикова кажется особенно громоздкой в маленькой избе, где он не смог бы
встать в полный рост. От этого ещё острее ощущается трагедия человека, насильно
лишённого возможности действовать. Рядом с отцом особенно хрупкой и беспомощной
выглядит старшая дочь с болезненно-бледным лицом и печальными тёмными глазами.
Сын Меншикова одной рукой подпирает голову, другой машинально снимает воск с
подсвечника. Все трое молчат, каждый смотрит прямо перед собой, занятый своими
мыслями. И только младшая дочь старательно читает, спрятав замёрзшие руки в
рукава. В ней есть какая-то милая будничная деловитость, оттеняющая мрачное
состояние духа остальных героев. |