|
Очень
выразительны в картине предметы быта. Они красивы и осязаемы: передана и
мягкость иссиня-чёрного бархата, и тяжесть подсвечника, отливающего
металлическим блеском. Драгоценный перстень на руке Меншикова, старинная
книга, иконы в дорогих окладах, расшитая золотом скатерть, парча, мех и бархат
одежд — всё напоминает о недавнем могуществе и катастрофе, приведшей его семью
в избу с окном, заткнутым тряпицей. *Александр
Данилович Меншиков (1673—1729) — военачальник и государственный деятель,
близкий друг и сподвижник Петра I. При преемнице Петра Екатерине 1 он фактически правил
Россией; после её смерти попал в опалу и умер в ссылке в провинциальном
городке Берёзове. **Старообрядчество
(раскол) — религиозно-общественное движение, противостоявшее официальной
Русской Православной Церкви. Возникло как следствие церковной реформы
1653—1656 гг. патриарха Никона. Раскольники выступали против нововведений, за
сохранение старых обрядов. В частности, они считали, что нужно креститься
двумя перстами, а не тремя, как призывал Никон. 386 Василий
Суриков. Боярыня
Морозова. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. с боярыней
вклиниваются в толпу. Морозова и народ — такова тема картины. Бледное
лицо Морозовой со впалыми щеками и фанатичным блеском глаз прекрасно и
страшно одновременно. Во всём облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в
сани и высоко подняла правую со сложенным двуперстием, — и огромная
внутренняя сила, и неимоверное нервное напряжение. Как народ
встречает неистовую раскольницу? Разглядывая группу слева от саней, зритель
прежде всего замечает недоброжелательство: злорадствует поп, смеётся купец. Однако
в толпе явно больше тех, кто сочувствует героине: поднимает два перста
юродивый, кланяется Морозовой барышня в жёлтом платке, молодая монахиня
выглядывает из-за её спины. Объединяет всех движение, нарастающее к центру:
юродивый сидит на снегу, нищенка встаёт на колени и тянется к Морозовой,
сестра боярыни, Евдокия Прокопиевна Урусова, идёт рядом с санями, а слева за
ними во весь дух бежит мальчишка. Очень
интересен колорит картины. В центре чёрное пятно одежды Морозовой рядом с
красным нарядом Урусовой: на фоне белого снега создаётся тревожное контрастное
сочетание. А вокруг толпа, изображённая необыкновенно красочно и даже
празднично: жёлтое, красное, голубое, малиновое... Но все эти яркие пятна
смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В картине ощущается
голубоватая дымка влажного воздуха. В отличие от предшествующих работ Сурикова
«Взятие снежного городка» ( Василий
Суриков. Взятие
снежного городка. 387 а полное
заразительного веселья. Но снова художник любовно изображает русские лица,
пёстрые народные одежды, нарядную сбрую лошади, морозный воздух. В 90-х гг.
Суриков написал батальные полотна «Покорение Сибири Ермаком» ( По словам
художника и историка искусства Александра Николаевича Бенуа, «значение
Сурикова... для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и понято...
Лишь очень редкие художники, одарённые почти пророческой... мистической
способностью, могут перенестись в прошлое... разглядеть в тусклых его сумерках
минувшую жизнь... Для них далёкое прошлое целого
народа все еще ясно, все ещё теперь, всё ещё полно прелести, смысла и
драматизма». Василий
Суриков. Переход
Суворова через Альпы. |