|
Григорий Мясоедов. Земство обедает. степенно
расположившиеся у стены, заняты собственной скудной трапезой. Они представляют
главный интерес для мастера, создавшего в этом полотне целую галерею образов
деревенских жителей. Самая
известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна
на крестьянскую свадьбу» ( 366 умное и
волевое лицо с пристальным взглядом. Здесь нет ничего, что связывалось бы с
привычными представлениями о художнике, зато Крамской передал в собственном
облике типичные черты разночинца 60-х гг. Именно так, по воспоминаниям
художника Ильи Ефимовича Репина, и выглядел в то время Крамской:
«Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое, скуластое лицо и
чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трёпаная,
жидкая бородка бывает только у студентов и учителей». Известным
Крамского сделала работа «Христос в пустыне» ( *Разночинцы
— в конце XVIII—XIX вв. образованные люди, происходившие не из дворян, а из других сословий:
духовенства, купечества, крестьянства и т. п. Владимир Маковский. На бульваре. 1886—1887 гг. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. света и
тени в плохо освещённой избе усиливает зловещее впечатление и приобретает
значение символа (молодожёны — в световом пятне, а колдун как бы
распространяет вокруг себя тьму). Владимир Егорович Маковский (1846—1920)
работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На
бульваре» (1886—1887 гг.), художник изобразил конкретное место — Тверской
бульвар в Москве. Содержание картины прочитывается без труда: крестьянка с младенцем
приехала к мужу, который, видимо, довольно давно уехал в город на заработки.
Душой он совершенно отдалился от семьи и родной деревни. По случаю приезда
жены он, конечно, выпил, а разговаривать с ней ему не о чем. Тупо глядя в
пространство, он что-то наигрывает на гармони. И несчастная женщина понимает:
мужа у неё всё равно что нет, ни она, ни ребёнок ему больше не нужны... Всю эту
длинную и несколько сентиментальную историю мастер передаёт лишь двумя
фигурами, сидящими на скамейке осеннего московского бульвара. Николай
Александрович Ярошенко (1846—1898) написал довольно много полотен, но
известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887— 1888 гг.). Её сюжет не
столь однозначен, как у Маковского. Кто эти люди в зарешеченном вагоне? В
дверном проёме маячит фуражка: видимо, это охранник. Ссыльные? Преступники?
Ясно одно: им несладко приходится на свете, но они умеют радоваться жизни. |