![]() |
![]() |
|||||||||||
|
лось во всех национальных
школах и жанрах искусства, связанных с новым стилем рубежа XIX—XX вв. ПЬЕР ПЮВИ
ДЕ ШАВАНН (1824—1898) Пьер Пюви де Шаванн, следуя
примеру отца, собирался стать горным инженером, но путешествия по Италии в
1847 и 1848 гг. резко изменили его планы. Здесь молодой человек увидел фрески
мастеров Раннего Возрождения, и впечатление оказалось настолько сильным, что
он решил посвятить свою жизнь искусству. Не менее серьёзным было воздействие
творчества французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра. В то же время
обучение Пюви де Шаванна у Эжена Делакруа, продлившееся всего две недели, и у
других учителей не оказало на него большого влияния. Настоящая известность пришла к
художнику после создания двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.). Они
предельно просты: молодая девушка, аллегория Надежды (в одном варианте
обнажённая, в другом — одетая в белое платье), изображена на фоне скромного весеннего
пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского
фона. Благодаря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки
кажется деревом на заднем плане. Один и тот же предмет может восприниматься и
как элемент пейзажа, и как символ. Выдающимся произведением Пюви
де Шаванна стал цикл монументальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» (1874—1898
гг.) для Пантеона (бывшей церкви Святой Женевьевы) в Париже. Огромные холсты
представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из
них самодостаточен. Одна из лучших композиций цикла — «Святая Женевьева, созерцающая
Париж» — прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к
которым *Денди (англ. dandy) — изысканно одетый светский человек, франт. **Панно (франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков. 428
Пьер Пюви де Шаванн. Надежда.
Пьер Пюви де Шаванн. Надежда. всегда стремился художник.
Фигура Святой Женевьевы завораживает ясным и лаконичным, как у статуи, силуэтом
и отточенным рисунком. Панорама города с протекающей вдали Сеной кажется
плоской. Этот принцип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон,
подчёркивающий декоративное начало в композиции, сближал, по его мнению, современную
живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в.,
приводящими зрителя в состояние душевного равновесия. Колорит картины,
построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и голубых тонах, также
вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения. Для живописца с подобными художественными
вкусами стало естественным обращение к античности. Представления о ней
роднили Пюви де Шаванна с членами литературного объединения французских
символистов «Парнас», особенно с поэтом Шарлем Леконтом де Лилем и писателем и
критиком Теофилем Готье. В сознании многих образованных людей конца XIX в.
искусство Древней Греции и Древнего Рима было неразрывно связано с Академией
изящных искусств, считавшейся оплотом консерватизма и рутины. Члены группы
«Парнас» утверждали, что необходимо избавиться |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||