Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

лось во всех национальных школах и жанрах искусства, связанных с но­вым стилем рубежа XIX—XX вв.

ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН

(18241898)

Пьер Пюви де Шаванн, следуя при­меру отца, собирался стать горным инженером, но путешествия по Ита­лии в 1847 и 1848 гг. резко измени­ли его планы. Здесь молодой человек увидел фрески мастеров Раннего Возрождения, и впечатление ока­залось настолько сильным, что он решил посвятить свою жизнь искус­ству. Не менее серьёзным было воз­действие творчества французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра. В то же время обучение Пюви де Шаванна у Эжена Делакруа, продлившееся всего две недели, и у других учителей не оказало на него большого влияния.

Настоящая известность пришла к художнику после создания двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.). Они предельно просты: молодая девушка, аллегория Надеж­ды (в одном варианте обнажённая, в другом — одетая в белое платье), изображена на фоне скромного ве­сеннего пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского фона. Благода­ря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки кажется деревом на заднем плане. Один и тот же предмет может вос­приниматься и как элемент пейзажа, и как символ.

Выдающимся произведением Пюви де Шаванна стал цикл мону­ментальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» (1874—1898 гг.) для Пантеона (бывшей церкви Святой Женевьевы) в Париже. Огромные холсты представляют собой после­довательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодо­статочен. Одна из лучших компози­ций цикла — «Святая Женевьева, со­зерцающая Париж» — прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым

*Денди (англ. dandy) — изысканно одетый светский человек, франт.

**Панно (франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потол­ков.

428

 

 

 

Пьер Пюви де Шаванн.

Надежда. 1871 г. Музей Орсе, Париж.

Пьер Пюви де Шаванн.

Надежда. 1872 г. Галерея Уолтерса, Балтимор.

всегда стремился художник. Фигура Святой Женевьевы завораживает яс­ным и лаконичным, как у статуи, си­луэтом и отточенным рисунком. Па­норама города с протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот прин­цип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркива­ющий декоративное начало в компо­зиции, сближал, по его мнению, со­временную живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в., приводящими зрителя в состояние душевного равновесия. Колорит кар­тины, построенный на бледных жёл­то-коричневых, розовых и голубых тонах, также вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения.

Для живописца с подобными ху­дожественными вкусами стало ес­тественным обращение к антич­ности. Представления о ней роднили Пюви де Шаванна с членами литера­турного объединения французских символистов «Парнас», особенно с поэтом Шарлем Леконтом де Лилем и писателем и критиком Теофилем Готье. В сознании многих образован­ных людей конца XIX в. искусство Древней Греции и Древнего Рима было неразрывно связано с Академи­ей изящных искусств, считавшейся оплотом консерватизма и рутины. Члены группы «Парнас» утверж­дали, что необходимо избавиться


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz