|
АРХИТЕКТУРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн,
родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его
отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из
неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной
штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник
северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но
и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц:
сов, филинов, цапель. На лестничных клетках архитекторы
нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, диковинных
птиц, грифонов. Б Петербурге одним из основных
архитектурных типов стал доходный дом, обычно в пять — семь этажей. На первом
этаже размещались магазины, на втором — конторы, с третьего до мансарды —
квартиры, сдававшиеся внаём. Они были различного качества и цены: чем выше,
тем дешевле. Доходные дома соответствовали новой, деловой жизни города и
придавали ему европейский вид. Возводились в Петербурге также
изысканные частные дома. Особняк знаменитой балерины Матильды Кшесинской на
Кронверкском проспекте построен Александром Ивановичем Гогеном (1856—1914) в
1904—1906 гг. К двухэтажному жилому корпусу примыкает одноэтажный с анфиладой
комнат: вестибюлем, парадными залами, столовой, зимним садом. Высокое выпуклое
окно зимнего сада объединяет пространство особняка с внешней средой. Одним из ведущих петербургских
архитекторов рубежа веков был Фёдор Иванович (Юхан Фредерик) Лидваль
(1870—1945). Он родился в Петербурге в семье шведского подданного. Лидваль
окончил Училище технического рисования, учился в Академии художеств. Он строил банки, учебные заведения,
доходные дома, гостиницы, особняки. Самое известное произведение мастера —
доходный дом на Каменноостровском проспекте (1899—1904 гг.), принадлежавший его
матери Иде Лидваль. Это комплекс корпусов разной высоты с большим парадным
двором, открывающимся на улицу. Лидваль придал криволинейные очертания карнизам
и оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные для
северного модерна. В оформлении здания использованы разнообразные отделочные
материалы: штукатурка, грубооколотый камень кофейных тонов и гладкая керамическая
плитка. Доходный дом А. Ф. Циммермана
на Каменноостровском проспекте (1906—1908 гг.) очень живописен. Фёдор Лидваль. Доходный дом на
Каменноостровском проспекте. 1899—1904 гг. Санкт-Петербург. *Мансарда (франц. mansarde — «чердак», по имени французского архитектора XVII в.
Франсуа Мансара) — жилое или хозяйственное помещение над верхним этажом под
двускатной с изломом крышей. **Анфилада (франц. enfilade, от enfiler — «нанизывать на нить») — ряд сообщающихся помещений, дверные проёмы
которых находятся на одной оси. 464 Местоположение дома на
пересечении двух улиц Лидваль подчеркнул тем, что угловую часть здания сделал
выше и увенчал её декоративной башенкой. Контраст светлой штукатурки и яркой
коричневой глазурованной плитки в облицовке первого этажа усиливает общее
праздничное впечатление. |