|
В так называемом «Шведском
доме» на Малой Конюшенной улице (1904—1905 гг.) — шестиэтажном здании с
просторным концертным залом, которое принадлежало евангелическо-лютеранской
церкви Святой Екатерины, — наиболее интересен главный фасад. Его общий
спокойный строй нарушен в центре лоджией с группой эркеров, балконов, башен,
связанных между собой криволинейным фронтоном. Сочетание в облицовке гранитной
поверхности, светло-жёлтой плитки и зернёной штукатурки придаёт зданию
элегантность и благородную красоту. Николай Андреев. Памятник Н. В. Гоголю. 1904—1909 гг. Москва. Фёдор Лидваль. Гостиница «Астория». Это здание
на Исаакиевской площади выполнено в стиле неоклассицизма. В композиции фасадов
отчётливо прослеживается деление на три яруса: нижние этажи облицованы
красноватым гранитом, средние оштукатурены под камень и объединены широкими
пилястрами (плоскими вертикальными выступами на поверхности стены). Верхний
шестой этаж украшен рельефными вазонами. Впечатляет первый этаж: он оформлен
застеклёнными арками со скульптурными масками на замковых (находящихся в середине
арки) камнях. Сергей Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. *Эркер (нем. Erker — «фонарь») — прямоугольный, полукруглый, треугольный в плане, реже
многогранный выступ в наружной стене, здания, вынесенный за его пределы и
освещаемый окнами. Эркер охватывает один или несколько этажей, обычно не
опускаясь до земли. **Фронтон (франц. fronton) — завершение фасада здания (обычно треугольное), образованное скатами
крыши и карнизом. 465 В первое десятилетие XX столетия,
в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике.
Многие мастера использовали элементы классического ордера и декора. Но если
для одних зодчих это были всего лишь детали, подчинённые общему замыслу, или
просто украшения, то другие стремились воплотить сам дух классики, воссоздать
её образ — главным образом русский ампир. Так постепенно сложилось особое
стилистическое направление — неоклассицизм, который
противопоставил свободным, стихийным формам модерна логику и ясность. Примерами обращения Лидваля к
неоклассицизму являются здания Второго общества взаимного кредита на Садовой
улице и Азовско-Донского банка на Большой Морской, построенные в 1907—1909 гг.
Оба они расположены вплотную к соседним домам, следовательно, обозримыми
являются только их фасады. В здании Азовско-Донского банка обыгрываются мотивы
русского ампира. Вход украшает гигантский ИВАН ФОМИН (1872—1936) Архитектор
Иван Александрович Фомин родился в Орле. Он учился на математическом факультете
Московского университета, а затем закончил архитектурный факультет Академии
художеств. Защитив
дипломный проект, Фомин получил право на заграничную командировку для
завершения образования. Он посетил Египет, Грецию, Италию. С тех пор всем
своим творчеством мастер пропагандировал неоклассическое направление в
архитектуре. Одной из
ярких ранних работ Фомина является особняк сенатора А. А. Половцева на Каменном
острове в Петербурге, возведённый в 1911—1913 гг. Рисунок фасада определяется
сложным ритмом колонн, одиночных или объединённых в пучки. При этом внутри
пучков расстояния между колоннами неодинаковы. Если идти вдоль здания, колоннада
словно оживает, по мере движения впечатление от неё всё время меняется. |