|
Вторым
крупным произведением этого периода был лом князя С. С. Абамелек-Лазарева
недалеко от Дворцовой площади, на набережной Мойки (1913—1914 гг.). К старому
особняку архитектор должен был пристроить со стороны Мойки новую часть,
включающую парадную столовую и
театральный зал. Созданный Фоминым фасад, гармоничный и ясный, оформлен
ритмичным рядом пилястр, охватывающих здание по всей высоте. Стена,
приподнятая на трёхступенчатый гранитный цоколь, украшена скульптурными медальонами.
В центре здания над входом расположен балкон с ажурной решёткой. Внутреннее
убранство дома также выдержано в торжественном, дворцовом стиле. Стремясь
возродить традиции русского градостроительства, Фомин в 1910—1914 гг.
разработал масштабный проект ансамблевой застройки целого района Петербурга —
острова Голодай (ныне остров Декабристов). В основе его композиции — парадная
полукруглая площадь, окружённая пятиэтажными доходными домами, от которой
тремя лучами расходятся магистрали. Однако этот и многие другие проекты зодчего
не были реализованы: началась Первая мировая война. В Иван Фомин. Особняк А. А. Полетаева. 1911—1913 гг. Санкт-Петербург. *Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») —
сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных
несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и
художественное оформление. 466 колонный портик, наверху
расположено полуовальное окно, по фасаду проходит лента фриза с античным
орнаментом, в нишах установлены изящные вазоны. Лидваль достиг согласованного
слияния новых форм с классическими, поэтому его произведения органично
вписались в историческую архитектуру северной столицы. В декабре СКУЛЬПТУРА На рубеже XIX—XX вв. скульптура в России переживала такое же обновление, как и другие
виды искусства. Сформировалось новое поколение
скульпторов, которые противостояли внешне правдивому, а по существу унылому,
описательному псевдореалистическому направлению. Теперь предпочтение
отдавалось не тщательной детализации формы, а художественному обобщению.
Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы
пальцев или стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные
или, напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую
натуру. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали
предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. В то же время
возросло внимание к мелкой пластике, к «кабинетной» скульптуре, которая должна
была не просто украшать интерьер, но стать органичной частью единого ансамбля в
рамках важнейшей для модерна идеи синтеза искусств. |